Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Мнения
14.05.2019 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №34 (2235) от 14.05.2019
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Болевые точки белорусского бухучета

Анатолий Гольдберг

В стране активно идут изменения налогового законодательства и других правовых норм, нацеленные на улучшение условий ведения бизнеса. Но проблемные, сложные моменты в этой сфере совсем не исчезли. Более того – даже возникают новые.

 

Сближение бухгалтерского и налогового учета

Эта проблема остро стоит перед специалистами в области бухучета не первый год.

Многочисленные авторы видят в налоговом учете существенно отличающуюся от бухгалтерского учета и не совместимую с последним систему учета операций налогоплательщика. Налоговый учет рассматривается ими в качестве отдельной системы, не зависимой от бухгалтерского учета.

Бухгалтерский и налоговый учет имеют множество отличий, в связи с чем предприятия вынуждены вести «двойную бухгалтерию». А это совершенно нерационально и требует дополнительных временных и материальных затрат.

Именно поэтому возникает необходимость упрощения налогового учета, максимального приближения его показателей к системе бухгалтерского учета, что является чре­з­вычайно важным моментом в отношении повышения контролируемости хозяйственных операций и предупреждения уклонений от налогов.

Система двойного, дублирующего учета отягощает налогоплательщиков избыточной работой, тем самым повышая себестоимость.

Кроме того, в нынешнем виде она усложняет администрирование налоговых поступлений, создает препятствия в вопросах прогнозирования доходной части бюджета. Ведь планы развития экономики строятся на государственной статистике, которая часто не может полноценно опереться на данные налоговой отчетности, т.к. последняя дает информацию не обо всех организациях, а только о плательщиках налогов.

С учетом высказанного проблема сближения налогового и бухгалтерского учета имеет государственное значение и является актуальной в настоящий момент.

 

По каким критериям контролирующие органы будут определять цель осуществления хозяйственной операции?

В 2019 г. в Налоговый кодекс РБ перенесены некоторые нормы Указа Президента РБ № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Статья 33 НК дает право налоговым органам по результатам проверки скорректировать налог. На момент написания этой статьи в НК нет даже намека, по каким критериям будут определяться цели осуществления хозяйственной операции.

Нужно понимать, что в результате совершения подавляющего большинства хозяйственных операций у одного из контрагентов происходит уменьшение налоговой базы. Решение о том, является ли такое уменьшение единственной целью сделки, отдается на откуп контролирующим органам.

 

Создание Единого варианта расчета средней численности работников на предприятии для всех форм отчетности

Средняя численность работников – очень важный показатель при сдаче квартальных и годовых отчетов в ИМНС, ФСЗН, Белгосстрах и органы статистики.

Порядок расчета статистических показателей определен Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утв. Постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92.

Кроме того, есть и другие нормативные документы, которые устанавливают индивидуальный подход к расчету данного показателя для разных видов отчетности.

Расчеты средней численности очень сложны. Тут влияют многие факторы: бывают внутренние и внешние совместители; работники, выполняющие работы по договорам подряда. Кроме того, люди уходят в различные отпуска, болеют, прогуливают, призываются на сборы и т.д. Все это влияет на расчет показателей численности. Этот расчет необходимо усовершенствовать.

 

Отражение расходов по текущей деятельности в декларации по налогу на прибыль при отсутствии доходов

На практике часто возникает ситуация, когда налогоплательщик несет расходы, а доходы от осуществления деятельности в этот период отсутствуют. Особенностей порядка отражения в налоговом учете таких расходов налоговым законодательством не предусмотрено.

 

Использование арендного транспорта

В подп. 2.7 п. 2 ст. 171 НК РБ указано, что к нормируемым затратам относится компенсация за использование личных транспортных средств, выплачиваемая сотруд­никам, работа которых не носит разъездного характера, а также суммы арендной платы, вы­плачиваемые таким работникам, выступающим арендодателями личного тран­спорт­ного средства.

Арендные отношения регулируются гражданским законодательством. Получается, если работник сдал организации в аренду автомобиль, которым управляет другой человек, то бухгалтерия должна отслеживать характер его работы.

С другой стороны, если при тех же условиях арендодателем будет выступать не работник организации, а другое стороннее лицо, то характер его работы отслеживать не надо.

Здесь необходимо учитывать другой критерий: используется ли автомобиль в производственной деятельности? Данную неточность в НК РБ необходимо устранить.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by