$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Болевые точки

14.07.2009

На прошлой неделе ведущие бизнес-союзы — участники Конфедерации промышленников и предпринимателей (нанимателей) — обсудили проблемные вопросы развития народно-хозяйственного комплекса страны. Перед присутствовавшими на мероприятии членами правительства был поставлен ряд актуальных вопросов, касающихся как отдельных отраслей, так и всей экономики в целом.

Пожар в малом секторе

Сегодня частный бизнес Беларуси испытывает колоссальные трудности. Многие предприниматели, успешные еще 2-3 года назад, разорились, поскольку в «топку кризиса» попал именно этот сектор экономики, заявил в своем выступлении председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин. Если крупные государственные предприятия получают какую-то поддержку, то частные оказались наедине со своими производственными и финансовыми проблемами.

Сгладить негативные последствия был призван план либерализации, однако «52 шага» к лучшей жизни не оправдали многих надежд. Отчасти потому, что не все новые нормативные акты принимались с учетом пожеланий бизнес-сообщества. «Да, сейчас направляют проекты в Совет по развитию предпринимательства, что-то дойдет, что-то нет. Проект указа Президента о контрольной деятельности буквально вырвали, по секрету получили проект указа по аренде», — посетовал В.Карягин. Но даже по тем нормативным документам, к обсуждению которых привлекались бизнес-союзы, большинство их предложений игнорировалось.

Ситуацию усугубляет, по утверждению председателя МССПР, начавшийся передел собственности. Он, в частности, проявился в агропромышленном комплексе. У некоторых бизнесменов стали отбирать приобретенные ранее колхозы, а заступиться за них некому. «Наши малые и средние предприятия не защищены. Суды на нас не работают, действует телефонное право», — заявил В.Карягин.

Тему продолжил председатель Ассоциации предприятий индустрии микроклимата и холода Владимир Луконин, у которого пятилетний опыт работы с присоединенным колхозом: «Хозяином себя на земле не чувствуешь. Председатель исполкома командует, куда, на какое поле ехать трактору. Присылают проверку из 20 человек, которые каждый день отрывают специалистов от работы. Мне говорят: от вас нужны только деньги. Вы проинвестировали — дайте еще, а управлять здесь и без вас есть кому».

Причем, по мнению В.Луконина, на законодательном уровне созданы достаточно привлекательные условия для развития бизнеса в регионах, малых и средних городах, в сельской местности, но они блокируются местными органами власти. Уже через 2-3 месяца после открытия предприятия его собственник рискует потерять бразды правления. Разумеется, такая атмосфера никак не способствует приходу инвесторов.

За субконтрактацию

На прошедшем заседании КПП(Н) в очередной раз была поднята проблема развития субконтрактных отношений между крупными и малыми предприятиями. Распределение госзаказа среди частных предприятий, как это обещали сделать еще в прошлом году, могло бы стать хорошим подспорьем в нынешние сложные времена. Однако этого не происходит. «Наверное, здесь пришло время внести коррективы», — уверен председатель конфедерации Анатолий Харлап. По его мнению, необходимо принять меры по приоритетной поддержке малого бизнеса в производственно-инновационной сфере, стимулированию и восстановлению кооперационных связей, в т.ч. на основе госзаказа. Правда, при этом он усомнился, что удастся быстро преодолеть централизацию производства, а малые предприятия-партнеры смогут выдерживать дисциплину своевременных поставок и обеспечат надлежащее качество.

… и спокойный сон директора

Есть надежда, что в скором времени топ-менеджеры предприятий смогут почувствовать себя более защищенными. Напомним, уже не первый год поднимается проблема чрезмерно высокой ответственности руководителей, к которым при принятии ими неудачных управленческих решений, повлекших финансовые потери на предприятии, может быть применено даже уголовное преследование. Как сообщил А.Харлап, с согласия главы государства и при поддержке правительства Генпрокуратура подготовила соответствующие изменения в УК. Они предусматривают наказания только за умышленный ущерб, связанный с личной заинтересованностью. Проект закона готовится к внесению в парламент и, вполне вероятно, будет рассмотрен на осенней сессии Палаты представителей.

Модернизировать двигатель экономики

Ведущую роль в поддержании темпов роста национальной экономики сейчас отводят строительному комплексу. Одно рабочее место в этом секторе, по разным оценкам, создает 9-10 мест в промышленности, отметил в своем выступлении председатель союза строителей Иван Кеник.

Правда, пока промышленность не поспевает за запросами строителей. К примеру, по мнению И.Кеника, следовало бы наладить производство собственных бульдозеров, башенных кранов, расширить модификации автомобильной техники. Это помогло бы без наращивания отрицательного сальдо внешней торговли обновлять основные фонды многих строительных предприятий. А они, к сожалению, сильно изношены, и техника зачастую продолжает работать лишь потому, что технадзор закрывает на это глаза.

Нашей республике также по силам наладить производство новых видов стройматериалов. Один из наиболее ходовых — линолеум — вполне могли бы освоить предприятия концерна «Белнефтехим».

Ведь с увеличением объемов возводимого жилья до 9-10 млн. м2 республика выйдет в мировые лидеры по потреблению стройматериалов на душу населения. Так, прогнозируется, что к 2012 г. в расчете на каждого жителя страны выпуск цемента возрастет с нынешних 0,47 до 1 т. Пока только одна страна достигла такого уровня — Сингапур. А это значит, что внутренний рынок стройматериалов значительно вырастет, и если не обеспечить пропорциональное увеличение собственного производства — нишу займет импорт.

Экспорт в клетчатых сумках

В то время как руководство отраслевых министерств и ведомств ломает голову над тем, как разгрузить склады и восстановить экспорт, в Белорусском союзе предпринимателей предлагают весьма простое решение. Значительная часть отечественных товаров, в особенности продукция легкой промышленности, может быть вывезена и продана за границей многотысячной армией индивидуальных предпринимателей и ЧУПов.

По словам вице-председателя союза Екатерины Чижик, наши товары успели снискать популярность во многих российских городах. На московских рынках под маркой «сделано в Беларуси» предприимчивые лица кавказской национальности даже сбывают турецкий ширпотреб. Е.Чижик убеждена: если государство упростит процедуру вывоза продукции за рубеж, экспорт легпрома значительно возрастет.

Присутствовавший на заседании КПП(Н) вице-премьер Владимир Семашко поддержал идею, признав, что многие крупные предприятия научились производить, но пока не умеют успешно продавать. И если предпринимательство готово выполнить роль «мурашей», несущих нашу продукцию мелкими партиями за рубеж, правительство ждет предложений в виде соответствующих проектов нормативных актов.

Опят двадцать пять?

В этом году наша республика опять может оказаться на последнем месте рейтинга Всемирного банка по условиям налогообложения, с таким громким заявления выступил председатель Белорусского союза налогоплательщиков Анатолий Труханович.

С одной стороны, на уровне руководства страны произошло очень важное осознание запутанности и громоздкости нашей налоговой системы, благодаря чему были сделаны около 50 изменений в сторону ее улучшения. Но дело в том, что остальной мир, подгоняемый кризисом, движется по этому же пути, причем зачастую более динамично, чем мы. В 2008 г. 65 стран провели существенные налоговые реформы. К примеру, в соседней Польше желающим начать собственный бизнес на 3 года разрешили не вести бухгалтерский учет. А в Англии с ее гигантским экономическим оборотом и вовсе отказались от Министерства по налогам, придав ему статус управления при Минфине, которое в добавок ведает таможенными делами.

В Беларуси же многие благие начинания приобретают искаженную форму. Так, по мнению А.Трухановича, ни конституционным ни моральным нормам не соответствует практика отчислений в инновационные фонды, которые по сути являются дополнительной налоговой нагрузкой на предприятия. Без изменения остаются многие фундаментальные подходы в сфере налогообложения.

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях