$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Ближе к клиенту

08.09.2009

Коллегия Минторга рассмотрела ход выполнения Программы развития бытового обслуживания населения на 2006-2010 годы. Констатировано, что отрасль имеет положительную динамику. За минувшее полугодие было открыто 288 объектов сервиса. Объем оказанных услуг в расчете на 1 жителя составил 90,8 тыс. Br. Это больше уровня 2008 г. в 1,4 раза. На техническое совершенствование производства и улучшение качества услуг за 6 месяцев было направлено более 1,764 млрд. Br.

Сегодня на рынке бытуслуг действует более 11 тыс. ателье, цехов и мастерских, принадлежащих юрлицам. В них занято свыше 63 тыс. чел. «Бытовка» стала нишей, достаточно привлекательной для индивидуальных предпринимателей: их в этой сфере уже 50 тыс. Вырос образовательный потенциал кадров: предприятия отрасли почти на 30% укомплектованы специалистами с высшим и средним специальным образованием.

Как отмечалось на коллегии, на развитии сферы бытовых услуг положительно сказалась либерализация условий деятельности субъектов хозяйствования. Сегодня оптимизирован перечень социально значимых видов услуг. Из него исключены услуги парикмахерских, прачечных, химчистки, документального фото. В списке остались ритуальные услуги, услуги бань и душевых, ремонт обуви.

Отменена и обязательная сертификация работы парикмахерских, ремонта бытовой, радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов при выездной форме обслуживания. Обновлено 8 государственных стандартов и технических условий на услуги для граждан. Кроме того, внесены изменения в Правила бытового обслуживания потребителей (постановление Совмина от 29.07.2009 № 997). Документ расширил права исполнителя. Например, он вправе отказать клиенту в услуге, если стороны никак не могут достичь согласия по срокам ее исполнения или когда заказчик нетрезв.

Итоги полугодия свидетельствуют: несмотря на кризис, население активно обустраивает свои жилища и дворы, что увеличило заказы на изготовление тротуарной плитки, пенобетонных блоков и железобетонных изделий, малых архитектурных форм. Выросло количество сданных на чистку пухо-перьевых изделий. Рост числа автомобилей повлек увеличение объемов услуг шиномонтажа, а информатизация жизни белорусов — проката компьютеров, заказов на ксерокопирование. Следствием роста популярности сотовой связи стало увеличение объемов услуг по ремонту таких телефонов.

Под особым контролем Минторга находится деятельность около 120 районных комбинатов бытового обслуживания населения, которые в последнее время усилили свои позиции на селе. Многие из них сумели организовать ряд новых услуг для жителей глубинки. В стране открыто почти 1,8 тыс. сельских комплексных приемных пунктов. Сейчас один такой пункт приходится на 1443 сельских жителя. Их появление дало новые рабочие места на селе.

В целом объем услуг в расчете на 1 жителя сельской местности за полугодие составил 28,8 тыс. Br. Он вырос к уровню 2008 г. более чем на четверть. Тем не менее по сравнению с горожанами объемы скромные. Как говорится, расти есть куда.

Чтобы повысить сельчанам доступность услуг, сервисные предприятия заключили договоры о сотрудничестве с организациями «Белпочты». Последние принимают у сельских жителей заказы по месту проживания с последующей доставкой заказанного. Всего на финансирование мероприятий по развитию бытового обслуживания сельского населения согласно Государственной программе возрождения и развития села на 2005-2010 годы за 6 месяцев 2009 г. было направлено 6,83 млрд. Вr.

Растут объемы оказываемых услуг и для горожан, вводятся новые. Например, минские сервисные предприятия стали осваивать такие их виды, как консервация обуви для сезонного хранения, художественная роспись ногтей. Разработано и внедрено в производство более 2000 новых моделей швейных, трикотажных, ювелирных изделий, головных уборов, причесок, ритуальных изделий.

Чтобы стать ближе к клиентам, предприятия быта стали переходить на более удобные для них режимы приема. 30% объектов отрасли уже открыты для посетителей в выходные дни. Почти столько же работает без обеденного перерыва.

Тамара МАРКИНА