$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Ближайшие угрозы

16.01.2009

Как пережить экономический кризис? Что следует предпринять, чтобы не накрыло с головой? Какие угрозы сегодня наиболее опасны? Над этими и другими вопросами размышляет декан экономического факультета БГУ, доктор экономических наук Михаил КОВАЛЕВ.

В условиях сокращения денежного спроса на экспортную продукцию лучшим средством стимулирования поставок за рубеж является девальвация, автоматически снижающая цены и расширяющая возможности компаний на внешних рынках. Тем не менее, с нашей точки зрения, принятие данных мер нежелательно. Положительного эффекта эта мера не даст в силу чрезвычайно высокой импортоемкости белорусской экономики. А вот спровоцировать социальную напряженность вполне способна. Ведь неизбежна частичная потеря рублевых вкладов, падение зарплаты в долларовом эквиваленте, проблемы возврата валютных кредитов. Следовательно, нужно проводить макроэкономическую политику, направленную на предотвращение девальвации. Важный в этом направлении шаг — расширение зоны использования российского рубля. Это потребует обеспечения взаиморасчетов рублевой денежной массой, предоставляемой Россией государствам-партнерам на беспроцентной основе.

В ТО ЖЕ время мы не сможем противостоять серьезной девальвации валют стран — основных торговых партнеров, прежде всего России и Украины. В результате наши товары на их рынках станут еще дороже. Поэтому нам надо быть готовыми параллельно с Россией к понижению стоимости национальной валюты. Но это будет вынужденная реакция на внешние шоки, которой не избежать.

Существует серьезная угроза снижения объемов экспорта. Уже сегодня сокращается платежеспособный спрос на российском и украинском рынках, на долю которых приходится почти половина наших зарубежных поставок. При девальвации российского рубля валютная выручка белорусских предприятий сократится еще больше.

Есть и другие поджидающие в ближайшее время Беларусь опасности. Например, падение валютных доходов от переработки нефти и поступлений в бюджет, уменьшение внешнего финансирования, что может привести к торможению инвестиционного развития, проблема возврата внешних долгов.

ОСОБО заострю внимание на займах. Так, отечественные предприятия сегодня имеют краткосрочную (до 1 года) внешнюю задолженность, превышающую 7 млрд. USD. Столь значительная сумма, превышающая обязательства банков перед населением, возникла из-за отрицательного торгового сальдо и непринятия мер по сдерживанию импорта. Эти средства необходимы для успешной жизнедеятельности отечественного реального сектора. Поэтому, учитывая трудности получения новых внешних кредитов и пролонгации ныне действующих, государство должно расширить свои гарантии.

Кроме того, необходимо регулировать объем краткосрочных кредитов за рубежом, в частности госпредприятий, которые, к примеру, купить компьютеры могут только по тендеру, а взять 100 млн. USD связанного кредита за рубежом — практически без согласования. А ведь выплаты по корпоративным долгам могут значительно ухудшить экономическую ситуацию. Пусть сумма внешнего долга на душу населения у нас меньше, чем в России, но и наши золотовалютные резервы существенно ниже. Превышение краткосрочного внешнего долга над резервами более чем вдвое — это достаточно опасно.

Из происходящих событий мы обязаны вынести определенные уроки. За рубежом начать заимствовать более умеренно. В золотовалютных резервах замораживать только минимально необходимую валюту, оставшиеся средства обратить в инвестиции через суверенные фонды.

Среди первоочередных должны быть меры по уменьшению импорта и изысканию валюты для возврата кредитов. В условиях кризиса для сдерживания некритического импорта нужно провести ревизию порядка предоставления индивидуальных льгот по импорту и отмену многих из них. Льготы следует оставить лишь по инвестиционному и промежуточному импорту.

ЦЕЛЕСООБРАЗНО увеличить таможенные пошлины на импорт потребительских товаров, в том числе легковых автомобилей, сократить кредитование потребительского импорта банками, в крайнем случае, ввести обязательные резервы на подобные рисковые операции (из 13,3 трлн. Br депозитов населения 5,2 трлн. банки направили на потребительское кредитование преимущественно импортных товаров и услуг — автомобили, мебель, компьютеры, зарубежные турпутевки). Одновременно необходимо расширить кредитование покупок отечественных товаров. Ограничить продажу валюты при сверхнормативном росте запасов готовой продукции на складах. Если продукцию невозможно продать без убытков, то ее лучше вообще не выпускать. Поэтому нужно отменить доведенные показатели при сверхнормативном затоваривании складов и отсутствии реализации.

Учитывая угрозы рецессии, необходимо принять дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса по производству товаров и услуг. Дебюрократизировать регистрацию, ввести мораторий на проверки в первые 3 года работы, стимулировать кредитование, скажем, путем предоставления дотаций банкам, освободить от перечислений в инновационный фонд при условии, что средства используются собственником на внедрение современных технологий, отменить для малого бизнеса сложные системы ценообразования, калькулирования затрат, формирования зарплаты.

Предстоит резко активизировать усилия в привлечении прямых иностранных инвестиций (их доля в ВВП остается на уровне 1%), в том числе путем приватизации крупных предприятий, продать часть которых можно поставщикам сырья (в частности, нефтехимические — нефтяным компаниям) или конечным потребителям продукции (например, создать союзы мясокомбинатов с российскими торговыми сетями).

Положительный резонанс для повышения инвестиционного индекса Беларуси имела бы отмена одного из мелких налогов. Например, отчислений в фонд сельхозпроизводителей. Заместить его можно стимулированием внутреннего спроса на отечественные товары и расширением производства потребительских товаров.

СЕГОДНЯ нельзя закрывать глаза на существующую угрозу массового оттока вкладов населения. В Беларуси депозиты граждан составляют треть банковского баланса. При этом действует правило прерывания и снятия срочных депозитов по требованию вкладчика, что в условиях кризиса и паники делает финансовую систему чрезвычайно хрупкой. Перед угрозой банковского кризиса необходимость успокоить население заставила многие страны расширить масштабы гарантий.

Аналогичный шаг предприняли и мы. Сейчас у нас 100-процентные гарантии возврата вкладов, в том числе для нерезидентов. Однако, в отличие от Евросоюза и США, в Беларуси, как уже говорилось, банк обязан после требования клиента в 5-дневный срок возвратить срочный депозит, что создает угрозу спекулятивного притока и оттока иностранных капиталов, в том числе и с целью банкротства. Подобная гарантия должна обязательно быть дополнена запретом досрочного снятия депозитов. А для иностранных вкладчиков необходимо ввести требование инвестировать капитал на определенный срок, например, минимум на 6 месяцев. В противном случае понятия мгновенной и текущей ликвидности теряют смысл.

Чтобы избежать серьезных проблем, следует улучшить временную структуру импорта капитала путем введения норм резервирования на минимальные сроки иностранных заимствований и портфельных инвестиций (в России такие существуют); остановить отток иностранного капитала, в том числе введением новых госгарантий по отдельным проектам, выполняемым на зарубежные ссуды; расширить союзные проекты, особенно в области переработки на территории Беларуси нефти и газа по пути в Европу (в этом случае отпадает необходимость в строительстве БТС-2 и Северного газопровода); наладить производство продуктов питания с целью сокращения зависимости России от импорта в этой области.