$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Исследования

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ- ПО ПОЛОЧКАМ©

07.12.2012

Разное представление о ситуации в области ведения благотворительности имеют основные участники этой деятельности: бизнес, общественные организации и власть. Таковы данные исследования методом глубинных экспертных интервью 90 участников, проведенного Ассоциацией профессионального маркетинга при участии Центра системных бизнес-технологий «САТИО».

Сфера благотворительности в стране развивается, но достаточно постепенно: пока объемы благотворительной поддержки социальных проектов невысоки, существуют различные способы оказания благотворительной помощи, многие из которых носят неофициальный характер.

Возможность участия бизнеса в благотворительности зависит от размера предприятия. Систематически оказывают благотворительную помощь преимущественно крупные компании (по договорам оказания безвозмездной (спонсорской) помощи согласно Указу Президента от 1.07.2005 № 300). Средний и малый бизнес используют такой «алгоритм» реже, а преобладающей схемой работы выбрали пожертвования, предоставляемые в частном порядке, от имени физического лица, чаще всего предварительно получаемые от сотрудников предприятий на добровольной основе. Негосударственные организации (НГО) участвуют в благом деле путем сбора средств от местных или иностранных благотворителей под конкретные проекты, а также путем получения иностранной гуманитарной помощи. Со стороны государства в благотворительности участвуют территориальные центры социального обслуживания населения, которые наряду с уставной деятельностью и распределением бюджетных средств осваивают проектную деятельность, аккумулируя и расходуя средства иностранных доноров, предоставляемые за инициативы социальных проектов, совместных с НГО.

Основные барьеры при оказании благотворительной помощи участники сферы видят одинаково: несовершенство нормативной базы, недостаточное стимулирование инициатив, стереотипы в восприятии деятельности друг друга.

Нормативную базу представители власти оценивают лучше: указывают на ее универсальность и соответствие целям государства, рассматривают как основной способ борьбы с теневым использованием средств. Как и другие стороны диалога, власть признает необходимость внесения изменений в нормативную базу, ее реформирования. Главным недостатком законодательства определено отсутствие закона о благотворительности, а наиболее существенной преградой процесса — четкий перечень разрешительных и запретительных целей, определяющих направления безвозмездной помощи. Сегодня этот перечень не только ограничивает оказание помощи, но и не имеет однозначного понимания со стороны, например, банков, оформляющих выдачу средств с благотворительных счетов, Департамента по гуманитарной помощи, выдающего разрешения на ее получение, и т.д. Еще одним нормативным ограничением выступает возложенная на благотворителя необходимость прописывать конкретный перечень работ, услуг и товаров, которые будут приобретаться организациями за счет предоставленной финансовой помощи. В итоге нередко получатели средств попросту не могут ими воспользоваться, т.к. не имеют возможности приобрести (не могут найти) именно те товары, услуги, которые прописаны благотворителем.

Абсолютное большинство участников исследования сошлись во мнении, что существующая система стимулов к оказанию благотворительной помощи не является достаточной и зачастую избирательна. Эксперты выступают за расширение налоговых льгот для благотворителей, в частности, за предоставление льгот по налогу на прибыль для всех организаций, оказывающих благотворительную помощь согласно целевому использованию, а не только для организаций, поддерживающих отдельные социально значимые направления, такие как развитие села, спорта, культуры.

Еще одним барьером благотворительности является организационная составляющая процесса, порой не только обременяющая, но и замораживающая благотворительную деятельность. В частности, крупные государственные предприятия проходят обязательную процедуру согласования с местными органами власти (облисполкомами), высшим руководством предприятия (на уровне концернов, холдингов) при необходимости оказания внеплановой помощи. Такие процедуры согласования нередко приводят к тому, что требуемая помощь поступает с опозданием или вовсе становится неактуальной.

Стереотипы в отношении основных участников благотворительной деятельности порождает информационный вакуум. Так, представители бизнеса, власти, а также сами общественные организации выражают опасения в порядочности деятельности НГО, а потому поддержка таких организаций белорусскими предприятиями ограничена. Кроме того, отсутствие публичных отчетов о расходованных средствах как НГО, так и физическими лицами порождает еще больше опасений и ограничений в финансировании. Представители бизнеса отметили недостаток простой и понятной информации об этапах оформления благотворительной помощи, что порождает боязнь проверок и штрафов. Именно поэтому многие отказываются от оказания помощи либо используют для нее неофициальные каналы (например, действуют от имени физических лиц).

Итак, благотворительная деятельность сегодня требует совершенствования правовых, организационных и налоговых условий, информационного освещения, налаживания коммуникаций между основными участниками. Все это заложит фундамент культуры благотворительности в нашей стране.

Мария ЧЕРНЯНСКАЯ, руководитель Департамента маркетинговых исследований

УП ЦСБТ «САТИО»