$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Бизнесу пока не до дизайна

15.06.2007

Сегодня в Минске, в НВЦ «Белэкспо» (Я.Купалы, 27), заканчивает работу специализированная выставка «Дизайн-2007», организованная НВЦ «Белэкспо» и Белорусским союзом дизайнеров. Цель выставки — демонстрация достижений белорусского дизайна, желание экспонентов увеличить его роль в обществе и экономике. В рамках события корреспондент «ЭГ» встретился с главой Белорусского союза дизайнеров Дмитрием СУРСКИМ и задал ему несколько вопросов.

- Состоявшийся смотр дизайнерских рядов позволяет делать широкие выводы. Дмитрий Олегович, удалось ли белорусскому дизайну занять подобающую роль в отечественной экономике?

— Роль дизайна в жизни страны трудно отрицать. Он активно присутствует и в социальной жизни, и культуре, и политике, и экономике. И хотя в целом промышленное применение дизайна еще, как говорят, желает лучшего, в ближайшем будущем он сможет укрепить свои позиции. Интерес к профессии настолько велик, что многие вузы в Минске, Витебске, Гродно открыли кафедры дизайна. Когда появится много людей с дизайнерским образованием, хорошим вкусом, чувством цвета и формы, с правильным отношениям к вещам, количество неизбежно перейдет в качество.

- Какое белорусское предприятие имеет самое сильное, на ваш взгляд, дизайнерское подразделение?

— Должное внимание дизайну уделяет малое количество белорусских субъектов хозяйствования. Однако те, кто привлекает к сотрудничеству профессионалов, добивается в бизнесе больших успехов. Например, компания «Амкадор» для разработки новых моделей погрузчиков пригласила к сотрудничеству группу дизайнеров. Их участие позволило создать не только надежные, но и функциональные, привлекательные для покупателей модели, что позволило компании закрепиться на российском рынке. Теперь «Амкадор» открывает предприятие, куда в соучредители пригласили тех самых дизайнеров, которые участвовали в предыдущих разработках. Уникальный промышленный дизайн предлагает предприятие «Белоптитекс» из Лиды, которое производит приборы ночного видения. Их конкурентоспособность достаточно высока (благодаря, в том числе, и дизайну): почти 100% идет на экспорт. В частности, данной продукцией комплектуется американский джип «Хаммер».

- А как вы оцениваете усилия белорусского легпрома? В стране проходит ряд модных шоу: «Мельница моды», «Белая амфора», например. Правительство издало специальное постановление о промышленном освоении молодежной моды…

— Предприятия легкой промышленности страны давно поняли, что без художников (дизайнеров) им сложно создавать конкурентоспособную продукцию. Но пользующихся большим спросом коллекций создается мало. Редкие фирмы, производящие одежду, могут конкурировать с иностранными брэндами. Дизайнерам нужно быть инициативнее — находить инвесторов, кредиты и внедрять собственные разработки. Брать пример с россиян, где дизайн имеет более весомый коммерческий успех. Например, с создателей брэнда «Экспедиция», который представлен на рынке прекрасно оформленными аксессуарами для туристов, охотников, рыболовов. Кстати, свои заказы эта компания размещает в разных странах — России, Украине, Китае.

Мы располагаем теми же возможностями, и с идеями у наших дизайнеров все в полном порядке. Чтобы помочь в их реализации, союз организовал коммерческое предприятие (Союз дизайнеров — общественная организация, а, значит, не имеет права заниматься деятельностью, приносящей прибыль).

- Что представляет сегодня собой Союз дизайнеров? Много ли творческих личностей он собрал под свои знамена?

— Мы растем благодаря творческой атмосфере, царящей в наших рядах. В год прирастаем 40-50 новыми членами. Сегодня в союзе более 500 человек. Все люди творческие, неординарные, у многих авторские мастерские и студии. Членство в союзе дает им статус творческих работников, позволяющий заниматься и зарабатывать творчеством без образования юридического лица или регистрации в качестве ИП. Хорошим коммуникативным средством стал наш корпоративный журнал «Про-Дизайн».

Тамара МАРКИНА