Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнесмены против беззакония

Не секрет, что к качеству принимаемых сегодня нормативных правовых актов предъявляется немало претензий. И пожалуй, особенно много их у предпринимателей, которые в отстаивании своих прав вынуждены прибегать к крайним мерам (акции протеста, забастовки)...
Не секрет, что к качеству принимаемых сегодня нормативных правовых актов предъявляется немало претензий. И пожалуй, особенно много их у предпринимателей, которые в отстаивании своих прав вынуждены прибегать к крайним мерам (акции протеста, забастовки). В связи с этим общественное объединение "Перспектива" совместно с Центром по правам человека провели "круглый стол", на котором обсуждались вопросы применения законодательства в области предпринимательской деятельности.

Сегодня эти вопросы регулируются огромным количеством нормативных правовых актов -- декретами, указами, постановлениями Совмина, инструкциями и т.д., однако толку от этого, судя по всему, немного. Законодательство в сфере предпринимательства крайне разобщено, многие документы противоречат друг другу. Давно не отвечает реалиям времени Закон "О предпринимательстве в Республике Беларусь", принятый в 1991г. В последний раз он корректировался в 1997г. в связи с изменениями в Основной Закон страны. К слову, тот факт, что в Конституции принцип верховенства закона был подменен верховенством права, во многом повлиял на дальнейшее развитие законодательства, в том числе в области предпринимательства, считает руководитель Центра по правам человека Вера Стремковская. "Нельзя назвать нормальным то, что в принятые парламентом законы вносятся изменения исполнительной ветвью власти -- посредством декретов, указов, постановлений. Это лишь создает неразбериху в законодательстве".

Многие документы о предпринимательской деятельности носят лишь декларативный характер. В частности, это касается принятого еще в 1996г. Закона о государственной поддержке предпринимательства в РБ. Однако происходящие в последнее время события, по мнению лидера "Перспективы" Анатолия Шумченко, свидетельствуют как раз об обратном. Как можно говорить об эффективной работе межведомственного совета по упорядочению работы рынков и повышению эффективности их деятельности, созданного правительством в ноябре 2002г., если туда входят в основном чиновники (общественные объединения представлены лишь Белорусским союзом предпринимателей)? Поэтому "Перспектива" намерена добиваться включения в совет и своих представителей, тем более что она отстаивает интересы предпринимателей-"рыночников".

Многие участники "круглого стола" обращали внимание на то, что действующие Правила торговли на рынках РБ, утвержденные приказом Минторга 8 июля 1998г., хотя и несколько устарели, все же более демократичны по сравнению с теми, которые предлагается ввести. Так, в проекте предусматривается запрет на реализацию на рынках целой группы товаров, в частности одежды из натурального меха и кожи, бытовой техники, электро- и радиотоваров и т.д. При этом поинтересоваться мнением самих предпринимателей, а также покупателей власти в очередной раз "забыли". Ведь не секрет, что после перевода этих групп товаров в торговые центры, где более высокая арендная плата по сравнению с рынками, цены на них возрастут. Более того, по информации А.Шумченко, сейчас в Совмине готовится проект документа, который предусматривает обязательное наличие в ассортименте предпринимателей, торгующих на рынках, товаров отечественного производства. В противном случае лицензия на торговлю выдаваться не будет. Однако это ограничивает права покупателей и продавцов, которые сами вправе решать, какой товар им реализовывать. А.Шумченко не исключил, что могут повториться события осени прошлого года, когда предприниматели вынуждены были прибегнуть к забастовкам.

Неудивительно, что доверие частного бизнеса к основным государственным институтам -- правительству, парламенту, Президенту -- очень низкое. В свою очередь, доверие общества к предпринимателям согласно опросу Независимого института социально-экономических и политических исследований находится на высоком (более 30%) уровне и выше, чем у правительства и парламента. Так, о прошедших весной массовых акциях протеста предпринимателей знает более половины опрошенных, причем большинство относится к ним положительно.

Показательный пример качества нынешнего законодательства привел замдиректора НИСЭПИ экс-министр труда Александр Соснов. За восемь лет существования суверенного КЗОТа (с 1992 по 2000гг.) в него было внесено всего несколько страниц поправок, в то время как корректировки в новый Трудовой кодекс, который действует два с лишним года, заняли более чем 50 страниц. Стабильность прежнего КЗОТа, несмотря на то что в стране в 90-х годах происходили коренные социально-экономические преобразования, объясняется просто: в его подготовке участвовали все -- левые, правые, центристы и т.д., чего сейчас, увы, не наблюдается.

По мнению участников "круглого стола", необходимо создать единый толковый правовой акт, который бы регулировал вопросы государственной поддержки и развития малого предпринимательства и налоговой политики в этой сфере. При этом должны быть созданы реальные, а не декларативные условия поддержки малого бизнеса со стороны государства.