Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БИЗНЕСМЕНЫ должны конкурировать не с государством, а МЕЖДУ СОБОЙ

Программой социально-экономического развития страны до 2005г. поставлена задача увеличить долю частного сектора в общем объеме реализации продукции, работ и услуг до 25%. Сегодня этот показатель, по нашим оценкам, не превышает 10%, а потому необходим...
Программой социально-экономического развития страны до 2005г. поставлена задача увеличить долю частного сектора в общем объеме реализации продукции, работ и услуг до 25%. Сегодня этот показатель, по нашим оценкам, не превышает 10%, а потому необходимы очень серьезные меры на уровне как правительства, так и местных органов власти.

Нельзя сказать, что государство за 10 лет развития бизнеса приложило какие-то усилия для поддержки предпринимательства. А если и прикладывало, то делало это плохо. Сегодня предприниматели, что интересно, не требуют предоставления льгот. В первую очередь они хотят стабильного законодательства, чтобы знать, что их ждет завтра. В бизнесе выживает сильнейший, но конкуренция здесь должна вестись не с государством. Сегодня в парламенте находится целый ряд законодательных актов, которые направлены на решение этих проблем. Прежде всего это касается регистрации субъектов хозяйствования, где Беларусь находится далеко позади других стран СНГ. Суть законопроекта в том, чтобы регистрирующие органы занимались только регистрацией, то есть констатацией факта. И тогда этот процесс не будет занимать много времени. Например, в России, на опыт которой мы опираемся, предприятия регистрируют в течение всего пяти дней. Этот закон стоит в плане на конец года, и его рассмотрение планируется в первом чтении на весенней сессии.

Еще один больной вопрос -- лицензирование видов деятельности. В Палате представителей сейчас находится вариант закона, в котором упорядочена система лицензирования, прописан ряд других моментов (причины отказа в получении лицензии, ее стоимость, как обжаловать решение, временные сроки). Однако в нем нет, на мой взгляд, самого главного -- конкретного перечня видов деятельности, которые должны подлежать лицензированию. Это снова отдается на откуп правительству и министерствам. В таком виде депутаты отказываются рассматривать законопроект.

Вряд ли принципиально изменит ситуацию одобренный на днях Советом Министров проект декрета "О лицензировании", поскольку в нем также отсутствует конкретный перечень видов деятельности. Предусматривается лишь сокращение количества лицензируемых видов со 165 до 44. Более подробный анализ этого документа дан в "НЭГ" N 85.

Как воздух необходима стабильность в налогообложении. Дело в том, что Совет Республики отклонил на летней сессии проект Общей части Налогового кодекса. Сейчас идет доработка данного законопроекта. Наша задача -- сделать законодательство стабильным, иначе нам просто не надо этим заниматься.

Еще одна проблема, которая поднимается предпринимателями, -- арендная плата и приватизация помещений. Сегодня ситуация такова, что предприятие, выкупив право аренды (по сути, воздух) за 5--6 тыс. USD и вложив туда еще 10--15 тыс. на восстановление, должно в результате выкупать здание по неизвестно каким ценам. Это ненормально. Например, в Казахстане пошли на самый простой вариант. Все, что простаивает, отдают в доверительное управление, под бизнес-план. И если в течение трех лет предприниматель его выполняет, не нарушает договор, то это здание ему передают на баланс бесплатно. А когда у наших частных предприятий до 20% в себестоимости продукции "сидит" аренда, о каком развитии может идти речь? К сожалению, этот вопрос находится в "мертвом" состоянии. Сегодня предприниматели не могут выкупить здания разрушающихся военных городков для налаживания там производства по доступной, а не завышенной цене, поскольку нет соответствующего закона.

Вопрос собственности -- это всегда вопрос власти. И здесь необходимо четкое правовое поле. Считаю необходимым скорректировать законодательство, чтобы дать больше полномочий именно местным органам власти.