$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Бизнес в соку

24.04.2009

В Беларуси завершается заготовка березового сока. В нем сфокусированы интересы разных ведомств — Минлесхоза, Белгоспищепрома, Минторга, Госконтроля. По общему мнению, у этого продукта в нашей стране хорошие экономические перспективы. Однако в настоящее время его использование оставляет желать лучшего.

Как сообщили «ЭГ» в концерне «Белгоспищепром», в 2009 г. в стране планируется заготовить и переработать 16,8 тыс. т березового сока — на 7% больше, нежели в прошлом году. Главный заготовитель — Минлесхоз (95%). Им установлены задания для региональных организаций, согласно которым львиную долю заказа получили Минская (7 тыс. т) и Брестская (5 тыс. т) области.

В этом году заготовительный сезон из-за мартовских холодов начался позже обычного. Впрочем, лесхозы, расположенные на юго-западе страны, завершили его уже к середине апреля. Например, пинские лесничества имели задание на 400 т и выполнили его без особого напряжения. Реализовали продукцию согласно предварительным договоренностям брестским предприятиям — «Савушкин продукт» и «Белалко».

А вот Пружанскому лесхозу не повезло. «У нас был заказ на 500 т продукции, а реализовали только 250 т», — рассказал «ЭГ» директор Владимир ПАНАСЕВИЧ. По его словам, одно из консервных предприятий страны, с которым они заключили договор, неожиданно отказалось от половины заказа, ссылаясь на возникшие технические проблемы.

То, что путь березового сока начинается на белорусской земле, а не в южных странах, как, например, лимонного или апельсинового, с экономической точки зрения является его большим преимуществом. Казалось бы, этого продукта на торговых прилавках должно быть в достатке и главное по «смешной» цене. Во всяком случае не сравнимой с ценами тех же цитрусовых нектаров. На самом деле это не так. В конце прошлого года Комитет госконтроля, анализируя на заседании коллегии ситуацию с обеспечением внутреннего рынка белорусскими соками, выразил недовольство ею. Отмечалась тенденция, связанная с доминированием импорта, на приобретение которого из страны уходит бесценная в условиях кризиса валюта. Поэтому было признано целесообразным начать наращивать поступление дешевой и качественной отечественной продукции.

Представители лесной отрасли двумя руками за такую экономическую политику. «Березовый сок — наше национальное богатство, — считает тот же В.Панасевич. — Белорусы его с удовольствием потребляют, а если еще и упаковать, как это делают иностранцы, то конкуренцию с заморскими выдержит без проблем». Кроме того, по словам директора, реализация «дара природы» выгодна лесничествам: за 1 л сока в этом году они получают порядка 200 Br.

Заготовленная лесной отраслью продукция — сырье для переработчиков. По данным Белгоспищепрома, в стране им занимаются 40 организаций различных форм собственности и ведомственной подчиненности. Причем производят они не только традиционный березовый сок с добавлением сахара. Его нейтральный вкус предоставляет технологам широкие возможности для купажа. «Мы выпускаем значительную долю купажированных соков: березово-яблочный, березово-виноградный, березово-клюквенный и другие, — рассказала заместитель директора по экономическим вопросам Барановичского комбината пищевых продуктов Ольга ГРИЦКЕВИЧ. — В прошлом году они хорошо раскупались, поэтому на текущий мы запланировали эту долю увеличить».

Кстати, в целом на основе березового сока сегодня можно производить около 60 наименований напитков. Помимо добавления соков различных культурных и дикорастущих ягод, березовик настаивают на лекарственных травах — душице, цветках липы, ромашке, мелиссе и пр.

Что же касается упаковки, то трехлитровые стеклянные банки, увы, не прельщают сегодня массового покупателя. В популярный же тетра-пак в Беларуси разливают лесной продукт лишь несколько предприятий. В их числе, например, Борисовский консервный завод, который в этом году намерен заготовить 3 тыс. т березового сока. «На нашем предприятии выпуск березового сока, безусловно, рентабелен, — сообщила главный экономист Ирина БОСАК. — Мы даже его поставляем на экспорт в упаковке тетра-пак, которую закупаем в Москве».

По ее словам, борисовскому заводу приобретение одной такой упаковки обходится недешево — 504 Br без НДС, из-за чего стоимость готовой продукции, конечно, возрастает. Однако тетра-пак сейчас в моде, и многие покупатели готовы брать на себя расходы переработчиков на его импорт. Во всяком случае, по информации предприятий Минторга, в такой упаковке березовый сок на прилавках не залеживается.

Михал СТЕЛЬМАК