Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнес, у которого все впереди

Несмотря на усилия по развитию в нашей стране электронного бизнеса (ЭБ), включая высокий уровень бюджетной поддержки в виде Государственной программы информатизации республики на 2003--2005гг. и на перспективу до 2010г., в Беларуси он развивается довольно низкими темпами...
Несмотря на усилия по развитию в нашей стране электронного бизнеса (ЭБ), включая высокий уровень бюджетной поддержки в виде Государственной программы информатизации республики на 2003--2005гг. и на перспективу до 2010г., в Беларуси он развивается довольно низкими темпами. Основные причины кроются в низком платежеспособном спросе населения; недостаточном уровне развития деловой инфраструктуры (обращение кредитных карточек, доставка товаров и т.д.); несовершенстве правового обеспечения информационных технологий; высоком уровне монополизации сетей связи, что создает барьеры на пути их использования и вызывает перекосы в тарифной политике; неготовности средств приема и обработки заказов покупателей.

Официальной статистики относительно количества отечественных пользователей Интернетом на сегодняшний день нет, оценки весьма противоречивы. По сведениям РО "Белтелеком", оно достигло 150 тыс. абонентов, т.е. около 1,5% населения. По данным же белорусских исследовательских агентств ("Медиареклама", Независимый институт социально-экономических и политических исследований), в нашей стране Интернетом пользуется 12--15,3% населения. Десятикратную разницу можно объяснить тем, что государственным провайдером фиксируется только количество IР-адресов (компьютеров, подключенных к сети) без учета того, что по одному адресу может работать несколько человек.

Белорусские компании активно осваивают Интернет. Каждую неделю 5--10 предприятий создают свои сайты. В рубрике "Производство, финансы, товары, услуги" каталога oрen.by зарегистрировано 1211 сайтов, из них корпоративных -- 30%.

Наибольшее распространение в Беларуси получила электронная торговля. 200 с лишним отечественных е-магазинов принимают заказы по Интернету. Обычно магазин представляет собой "витрину" товаров -- название, фото, краткое описание и систему поиска. Расчеты за покупки осуществляются, как правило, при личной встрече курьера с покупателем.

Анализируя основные проблемы ЭБ, выявленные в ходе социологических опросов пользователей е-магазинов, можно сделать следующие выводы.

Преимущества электронной торговли (доступная связь покупателя с поставщиком, оперативное обслуживание и др.) вовсе не означают, что в скором времени все товары можно будет приобрести не выходя из дома. Основным местом сделки (купли-продажи) все равно останутся магазины розничной торговли. Во-первых, потому, что товар, приобретенный в обычном магазине, выбирается и передается в момент покупки, а в электронном -- его еще нужно привезти. Во-вторых, доверие к такой форме торговли при отсутствии в республике соответствующей нормативно-правовой базы весьма зыбкое. Как показывает практика, здесь пока существует очень значительная вероятность обмана. Кроме того, в е-магазинах нередко торгуют неучтенным товаром, без лицензий, сертификатов и других необходимых документов, работают с черным налом и соответственно не платят налоги.

Электронная торговля -- не дешевое удовольствие. Конечно, "примитивный" магазин, созданный на бесплатном сервере, ничего (кроме времени создателя) не стоит, если к тому же за пользование Интернетом платит организация, предоставившая коммерсанту выход в сеть для других целей. Создание же современной системы ЭБ, включающей помимо веб-сайта развитую систему маркетинга, логистики, а также решающую проблему расчетов, требует немалых средств. По данным компании Dаtаmоnitоr, только на создание сайта, поддерживающего электронную коммерцию, требуется в среднем (здесь и далее цены приведены в USD) 24 тыс. в Европе и 49 тыс. в США. Специалисты компании Fоrrеstеr Rеsеаrсh утверждают, что создание сайта для рекламы обходится в 200 тыс., сайта электронного магазина с полноценным содержанием -- в 1,3 млн., для универсальных коммерческих транзакций -- в 3,4 млн. плюс 700 тыс. на ежегодное обслуживание и техническую поддержку.

По словам президента портала tut.bу Юрия Зиссера, цена разработки обычного корпоративного сайта, выполненного профессиональной студией, в СНГ составляет 1тыс. -- 3 тыс. Расценки веб-студии "НТЦ-Атлас" выглядят следующим образом: сайт типа "Визитная карточка организации" -- 300 и выше, "Электронный каталог" -- от 800, "Электронный магазин" -- от 1500, "Промо-сайт" -- от 500, "Информационный сайт, корпоративный журнал" -- от 800, "Корпоративное представительство" -- от 1500 и, наконец, "Портал" обойдется заказчику в сумму, начинающуюся с 5 тыс.

Согласно нашим расчетам минимальные первоначальные инвестиции и ежемесячные затраты на создание и поддержание функционирования электронного магазина в системе shор.bу, включающие покупку стандартного магазина и варианта его оформления, а также ежемесячную абонентскую плату с размещением до 1 тыс. наименований товаров в месяц, оплату коммутируемого подключения к сети Интернет, небольшую рекламную акцию, месячную оплату труда минимум четырех человек (курьера, администратора, бухгалтера и оператора), амортизационные отчисления и единый предпринимательский налог, составляют 733, в т.ч. ежемесячно -- около 538. Затраты при покупке готового магазина в торговой системе равны 176, где 41 -- абонентская плата за использование системы. Создание подобного сайта с помощью студии веб-дизайна обойдется минимум в 2185.

Отличительной особенностью работы белорусских электронных магазинов является то, что окупаемость вложений в их "реальную" составляющую (аренда помещений, заработная плата, оборудование и пр.) достигается за счет других источников финансирования, т.е. по сути работа е-магазина является дотационным мероприятием для уже налаженного традиционного бизнеса офлайновых компаний. Создание и содержание такого экономически не выгодного на сегодняшний день бизнеса обусловлено желанием продавцов завоевать долю рынка в расчете "на завтра".

Подтверждением неготовности к восприятию белорусским рынком новых форм бизнеса являются результаты исследования одного из направлений электронного бизнеса, развиваемого в республике с 1998г., -- информационно-маркетинговой системы ТелеИнтернет.

Общее мнение абонентов о работе ИМС ТелеИнтернет негативное. Проблемы можно разделить на два основных блока. Первый -- относительно идеи создания в республике собственной ИМС, нацеленной на поддержку и продвижение белорусских товаропроизводителей на новые товарные рынки, но не нашедшей воплощения на стадии конечной реализации продукта и его маркетингового обоснования. Второй -- неурегулированность организационных моментов: при внедрении ИМС ТелеИнтернет не были определены ее коммерческое назначение и технология обслуживания, система не стандартизирована.

Из-за этого обновление баз данных ИМС было приостановлено, работа центров поддержки предпринимательства по привлечению и обработке информации, полученной от обслуживаемых предприятий и организаций, не оплачивалась. Предприятия -- абоненты системы получили продукт, не удовлетворяющий договорным обязательствам. По идее эффективное средство ведения е-бизнеса на деле зашло в тупик из-за ошибок разработчика, производителя и "продавца" услуг.

Таким образом, ЭБ в Беларуси находится на начальной стадии развития. Внедрение новых, нетрадиционных форм бизнеса требуют значительных и долгосрочных инвестиций. Неспособность финансирования сложных и долгосрочных проектов ведет к безвозвратной потере средств, разочарованию потенциальных потребителей в компьютерных информационных технологиях, запаздыванию в развитии технологической базы организации из-за материальных, временных и моральных потерь на "тупиковые" решения и пр.

Для активизации ЭБ прежде всего требуется сформировать правовую базу с учетом международного законодательства, решить вопросы организационного и методологического обеспечения, создания в Беларуси и СНГ общих правил е-бизнеса. Следует также обеспечить комплексную безопасность ЭБ, подготовить кадры, сформировать "новое сознание" пользователей Интернетом и инфраструктуру информационной поддержки рынка.