$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бизнес-союзы

Бизнес-Союзы. ПРОБЛЕМЫ ЖДУТ РЕШЕНИЙ©

20.11.2015

На заседании cовета Белорусского союза предпринимателей обсуждались меры, которые срочно должно принять правительство для улучшения ситуации в малом и среднем бизнесе.

Открывая заседание, председатель БСП Александр Калинин призвал власти осознать «текущую реальность». В 2015 г. отечественная экономика столкнулась с целым рядом негативных явлений и тенденций. Однако причины спада, по мнению руководителя бизнес-союза, вызваны не только внешними факторами, но и недостаточно продуманной денежно-кредитной и налоговой политикой. Из-за двух девальваций, фискальной направленности налоговой системы и дорогих кредитов недостаток оборотных средств стал главной проблемой малого и среднего бизнеса. Об этом свидетельствуют опросы, проведенные БСП среди своих членов. А.Калинин с некоторой иронией отозвался об «идеальной» отечественной системе налогообложения. Власти часто уверяют, что по структуре налоговых платежей мы ничем не отличаемся от большинства развитых стран. Но дело не только в структуре.

Некоторые подходы, принятые в последние годы, по мнению предпринимателей, не подходят для нашей страны. Так, совет БСП предлагает вернуть возможность признания выручки для целей налогообложения «по оплате». Метод начисления, как подчеркнул А.Калинин, приводит к изъятию государством оборотных средств бизнеса: фактического поступления денег и прибыли нет, а налоги уже надо заплатить. Заметим, что признание выручки «по отгрузке» было бы не столь обременительным, если бы соблюдались все остальные условия применения метода начисления, существующие за рубежом, включая учет для налоговых целей резерва сомнительных долгов. У нас же зарубежный опыт применяется выборочно, что порой приводит к негативным последствиям.

Тяжким бременем для предпринимателей оказался налог на недвижимость из-за права местных советов применять повышающие коэффициенты. Совет БСП призывает сократить их с нынешних 2,5 хотя бы до 1,5, а заодно провести дедолларизацию базы исчисления земельного налога. Но вряд ли эти предложения будут услышаны. По расчетам МНС, налоговая нагрузка у нас не увеличивается, она относительно справедливо дифференцирована по видам деятельности (см. «ЭГ» № 87, с. 1). К тому же планы поступления в бюджет налогов на недвижимость и на землю успешно выполняются – не в последнюю очередь благодаря нынешним ставкам.

Чтобы смягчить уровень нагрузки на фонд оплаты труда, БСП предлагает уменьшить ставки отчислений в Фонд соцзащиты населения за счет включения в него доходов от использования государственной собственности, «созданной в свое время трудом нынешних пенсионеров».

Идея восстановления таким путем социальной справедливости выглядит интересно, но вряд ли чиновники захотят ее обсуждать, что на совете и признали. Но как бы ни уклонялись власти от решения проблемы, без комплексного реформирования пенсионной системы в стране не обойтись. При этом повышение возраста выхода на пенсию или перераспределение взносов в ФСЗН между нанимателями и работниками, как ранее предлагали бизнес-союзы, вряд ли помогут.

Также на совете поднимался вопрос о необходимости выравнивания налоговой нагрузки в ЕАЭС. Можно, конечно, на это возразить, что и в странах ЕС этот показатель значительно различается, но там, как правило, явно более высокое налоговое бремя в странах с развитой рыночной экономикой, а все государства – члены ЕАЭС относятся к развивающимся рынкам и налоговая нагрузка у них ближе к таковым странам, входящим в ЕС, тогда как в Беларуси она вполне сопоставима с государствами с развитой рыночной экономикой. Также предпринимателей волнует существенная доля неналоговых доходов в бюджет, и, судя по обсуждению на совете, сейчас едва ли не на первый план для них выходит проблема высоких тарифов на энергоносители. При этом было предложено снизить тарифы на электроэнергию за счет прекращения перекрестного субсидирования. Эта проблема также не нова и не раз ставилась бизнес-союзами, но до ее решения дело пока так и не доходит. Разве что требования МВФ что-то позволят изменить. Но понятно, что с нынешними доходами населения это вряд ли будет воспринято положительно.

Чрезмерно высоки у нас, по мнению БСП, не только тарифы на электроэнергию, но и ставка рефинансирования, которая после увеличения в начале года сразу на 5 п.п. сегодня более чем вдвое выше уровня инфляции в годовом исчислении. Правда, такая ставка рефинансирования позволяет поддерживать достаточно привлекательную доходность рублевых депозитов в условиях девальвационных ожиданий. Но к регулятору накопились и другие претензии. А.Калинин критиковал перераспределение Нацбанком фондов обязательных резервов банков, что также способствует значительному подорожанию кредитов. Поэтому совет БСП предлагает пересмотреть правила резервирования для банков, чтобы снизить стоимость кредитов и облегчить возможность их прологирования. Остается выяснить, совместимы ли эти инициативы с международными требованиями пруденциального регулирования. Но белорусских предпринимателей волнуют не нормативы Базеля III, а ориентация денежно-кредитной политики и действий Нацбанка на интересы банковского сектора, а не экономики страны в целом. На совете даже прозвучали призывы законодательно ограничить полномочия Нацбанка. В какой мере это поможет, если из-за снижения платежеспособности субъектов хозяйствования и населения «ляжет» и банковский сектор, трудно сказать. Совет БСП выдвигает и другие предложения – от повышения в валютной корзине доли российского рубля до 48% до облегчения процедуры банкротства.

В одном из выступлений на совете было высказано мнение, что «нам нужны не структурные реформы, а точечная настройка». Чем это лучше и как отличается от широко применяемого сегодня «ручного управления», оратор не уточнил. Столь же туманно выглядит тезис о диверсификации рынков. С одной стороны, кризис в России делает этот шаг необходимым, но с другой, для него нужны качественные товары и конкретные маркетинговые усилия. Вряд ли можно рассчитывать, что потери на российском рынке удастся компенсировать экспортом устаревшей продукции в развивающиеся страны. Например, едва ли можно считать перспективными поставки во Вьетнам запчастей для старых моделей мотоциклов.

Проблемы, обсуждавшиеся на совете БСП, актуальны не только для членов союза, но и всех предпринимателей. Будут ли они услышаны и решены – покажет ближайшее будущее.

Валерия ГЕРАСИМОВА