Защитим Припять: бизнес-союзы обратились к Румасу
В своем письме они просят не дать реализовать рискованный для страны и экологии проект.
Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М. C. Кунявского, Республиканский союз промышленников и предпринимателей и Белорусская научно-промышленная ассоциация обратились к Премьер-министру Сергею Румасу.
Текст письма редакция «Экономической газеты» получила от пресс-службы БСПН и приводит его в полном объеме для читателей:
«Распоряжением премьер-министра от 2.09.2018 № 226р создана межведомственная рабочая группа, которая получила задание до 1 ноября 2018 года разработать и внести в Совет министров концепцию развития потенциала реки Припять, предусматривающую использование ее транспортных и энергетических возможностей, увеличение занятости населения на прилегающих к реке территориях, улучшение водохозяйственного баланса регионов. Задание по разработке данной стратегии стало продолжением идеи развития водного пути Е40, которую продвигало правительство в прежнем составе.
Обращаем Ваше внимание, что 3 апреля т.г. шесть ведущих бизнес-союзов Беларуси направили в Совет министров и Администрацию Президента обращение «О недопустимости реализации высокорискованных инвестиционных проектов» (копия обращения прилагается). В основе обращения анализ инвестиционных рисков и экологических угроз для Беларуси, связанных с возможным обустройством водного пути Е40. К сожалению, мы не получили никакого ответа на наше обращение.
Сторонники проекта Е40 в качестве обоснования ссылаются на документ «Восстановление водного пути Е40 на участке Днепр-Висла: от стратегии к планированию. Итоговый отчет по Технико-экономическому обоснованию», подготовленный Морским институтом в Гданьске в партнерстве с Национальной академией наук Беларуси и рядом других институтов. На наш взгляд, данный документ не является обоснованием для обустройства Е40 на белорусской территории, поскольку не содержит детализированного проекта с точки зрения гидротехнических работ, необходимых объемов инвестиций, в нем нет экономического анализа, оценки воздействия на окружающую среду и других составляющих, которые могли бы позволить оценить баланс выгод и затрат.
Еще нет как такового проекта, полноценных оценок и анализа, но на межправительственном уровне уже принимаются обязательства о развитии Е40, руководством Совета министров даются распоряжения в адрес государственных институтов оказать методологическую поддержку проекту. Таким образом, приходится констатировать политическое и административное давление, повышающее риск принятия ошибочных инвестиционных решений.
Напоминаем, что на этапе разработки Государственной программы строительства в 2011-2015 годах гидроэлектростанций в Республике Беларусь (утверждена постановлением Совета министров от 17 декабря 2010 г. № 1838) было сделано заключение об экономической нецелесообразности строительства ГЭС на Припяти. У этой реки низкий перепад высот и широкая пойма. Даже возведение невысоких плотин в 3-5 м может привести к затоплению значительной территории. По этой причине Припять никак не фигурирует в программе строительства ГЭС. Распоряжение № 226р подталкивает институты пересмотреть ранее сделанные выводы.
Делая отсылку в сторону гидроэнергетики, жонглируя понятием «улучшение водохозяйственного баланса», сторонники развития транспортного пути Е40 пробуют подать его как проект комплексного развития территорий. Однако, на наш взгляд, он в должной мере не обладает ни транспортным, ни энергетическим потенциалом, чтобы можно было однозначно утверждать о его целесообразности, особенно на фоне очевидных экологических угроз.
От имени делового сообщества страны мы также выражаем несогласие с включением столь неоднозначного проекта по реконструкции водного пути Е40 в Стратегию управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года, проект которой разработан с участием Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Мы осознаем необходимость поиска дополнительных драйверов роста и солидарны с правительством в том, чтобы усилить экономический потенциал прилегающих к Припяти территорий. На наш взгляд, реальным драйвером может быть развитие агро- и экологического туризма, в том числе формирование туристического кластера, что поспособствует становлению МСП и притоку валютной выручки в страну, особенно в условиях безвизового въезда для иностранцев».