Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Туризм
26.03.2021 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №22 (2419) от 26.03.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнес-союзы: — законодательство о туризме надо доработать

Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Отраслевые бизнес-союзы выступают против принятия проекта Закона «О туризме» в том виде, в котором он подготовлен. Финансовые потери отрасли в связи с пандемией коронавируса велики, а изменения законодательства усугубят ситуацию. Совместную позицию представили Республиканский союз туристических организаций и Республиканский союз туристической индустрии.

Проект, поступивший в парламент в мае прошлого года, сейчас готовится к рассмотрению в первом чтении в Палате представителей. Документ за это время претерпел существенные изменения и имеет уже третью редакцию, в которой, как отмечают в бизнес-союзах, не учтены их основные предложения.

Законопроект предполагает существенные изменения условий ведения хозяйственной деятельности в сфере туризма, в нем отмечается «несоответствие подходов к состоянию туристического рынка Беларуси». По мнению представителей бизнес-сообщества, он не готов к принятию экономически, а в ряде статей – и юридически несостоятелен.

При подготовке документа ставилось несколько целей: обеспечить приоритет развития внутреннего и въездного туризма; защиту прав потребителя через введение института финансовых гарантий, а также разделение ответственности между туристическими оператором и агентом. Однако, как считают в союзах, они не нашли реального отражения в проекте.

 

Суть разногласий

Основные претензии представителей отрасли к разработчику (Минспорта и туризма) заключаются в следующем. Одна из главных новаций – введение института финансовых гарантий. Первоначальный вариант механизма гарантий, страхования гражданской ответственности туроператора и банковских гарантий предусматривал привязку лимитов ответственности к размеру годового оборота субъекта хозяйствования. Но в последней редакции проекта подход к определению лимитов ответственности туроператора изменен и определен в виде двойной стоимости тура. По мнению представителей бизнес-союзов, оба подхода «оторваны от реалий экономики туристических предприя­тий в Беларуси, экономических условий и не учитывают специфику страховых и банковских организаций».

Они предлагают установить в качестве механизма страхования ответственности оператора заключение договора страхования между туроператором и страховой организацией в пользу потребителя в момент оплаты (предоплаты) тура по аналогии с тем, как это действует, например, в Польше и России.

Что касается банковских гарантий, положения законопроекта представляют только общий подход к ним. Условия их выдачи (депозит, залог), а также размеры процентных ставок не указаны.

Предложенный для создания Фонд ответственности туроператоров, как подчеркивают в объединениях, представляет собой смешение положений действующего российского законодательства с абсолютными новациями в сфере хозяйственного права – введением субсидиарной ответственности субъектов хозяйствования, не осуществляющих совместной деятельности. Это, по мнению бизнес-союзов, противоречит ряду положений законодательства.

Создание фондов для целей, указанных в законопроекте, предполагает ведение особого вида хозяйственной деятельности в сфере финансов, связанной с депонированием финансовых средств юрлиц, управлением этими активами, предоставлением гарантий третьим лицам и удовлетворением их претензий. Такая деятельность, подчеркивают в сообществе, может осуществляться исключительно путем создания самостоятельного юридического лица, а его деятельность должна регулироваться отдельно.

Как отмечают представители отрасли, фактически принцип персональной ответственности субъекта хозяйствования в законопроекте заменен коллективной ответственностью, что в корне меняет основные принципы ведения хозяйственной деятельности: туроператорам выездного туризма придется в таком случае «платить за ошибки третьих лиц, их просчеты и в некоторых случаях недобросовестность».

Союзы туроператоров и индустрии, а также объединяющий их Республиканский союз промышленников и предпринимателей считают, что законопроект должен быть снят с рассмотрения и существенно переработан. В связи с тем, что туристическая отрасль является одной из наиболее пострадавших от последствий COVID-19, ее представители предлагают гос­органам не менять условия регулирования в течение ближайших трех лет.

 

«Закон готовится на фоне недоверия туристической отрасли к гос­органам, – отмечает Александр Швец, председатель РСПП.  Сегодня туркомпании вынуждены выживать, и на этом фоне принимать изменения будет сложно. В нынешней редакции законопроект приведет к банкротству национальных операторов. Давайте с финансовыми институтами (страховыми и банковскими организациями) проработаем нюансы и выработаем консолидированное мнение. Если мы увидим отрицательные последствия, то сделаем закон таким, чтобы он имел позитивный эффект для всех сторон: и бизнеса, и потребителей, и регулятора».

 

Оксана Бичун, председатель совета РСТИ, подчеркивает:

«Несоответствие подходов в разработке документа состоянию туристического рынка Беларуси вызывает огромное беспокойство. Проект закона ввиду отсутствия четких, прозрачных механизмов финансовых гарантий создает абсолютные предпосылки для монополизации рынка и поддержки субъектов с крупным иностранным капиталом и усугубляет глубокий кризис туристической отрасли».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by