Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Исследования, рейтинги
07.12.2007 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнес с оптимизмом

Что определяет успех частного сектора в Беларуси?

Слабая конкуренция либо вовсе ее отсутствие, вызванное тем, что создать новое предприятие крайне сложно, — это те преимущества, которыми с успехом пользуются старожилы частного бизнеса. Они-то и снимают сливки с растущего платежеспособного спроса населения. Таковы результаты исследования, проведенного исследовательским центром Института предпринимательства и менеджмента (ИПМ). В то же время эксперты полагают, что в случае либерализации условий хозяйствования именно эти аксакалы могут стать локомотивами белорусской экономики.

Малый и средний бизнес в Беларуси развивается несмотря ни на что. Основной фактор, способствующий этому, — рост платежеспособного спроса, сообщила экономист исследовательского центра ИПМ Елена Ракова на семинаре «Белорусский бизнес: внешние и внутренние факторы успеха». Исследование проводилось в августе 2007 г. среди 550 малых и средних предприятий (МСП) во всех регионах Беларуси, уточнила она. «50% респондентов отметили, что экономическое положение их предприятий за последние несколько лет улучшилось. Предприятия, основанные в 90-е годы, старожилы бизнеса, оценивают свою успешность выше, чем новички. Аналогичная зависимость в размерах предприятия: чем оно крупнее, тем более успешное», — отметила эксперт. Так, среди предприятий с численностью от 1 до 10 человек «очень хорошим» положение считают лишь 0,6%, а от 101 до 200 работников — 21,1%. При этом критериями успешности являются не экономические показатели (раскрывать их руководители не хотели), а субъективные оценки опрашиваемых, уточнила Е.Ракова.

С оптимизмом смотрят в будущее 60% опрошенных. Они считают, что экономическое положение их предприятий в течение следующего года еще более улучшится.

К внешним факторам успеха опрошенные МСП относят рост платежеспособного спроса, слабую конкуренцию и ее отсутствие, а также высокие входные барьеры на рынок для новых игроков. Оставаться конкурентным и развиваться малым и средним предприятиям удается также благодаря тому, что они занимают свои ниши на рынке и не ввязываются в конкуренцию с государством, отметила эксперт. Среди внешних барьеров респонденты называли уже традиционные: налоговую систему, бюрократические (административные барьеры и ограничения), проверки и штрафы. При этом внешние барьеры представляют большую проблему для малых и молодых, чем для крупных и более старых предприятий малого и среднего бизнеса.

Внутренними факторами успеха для опрошенных МСП являются в первую очередь долговременные связи с клиентами, высокая квалификация персонала, наличие команды, эффективное управление предприятием и высокое качество продукции и услуг. В то же время большая группа респондентов (порядка 20%) высоко оценила такие факторы, как знание и соблюдение законодательства, умение обходить его отдельные положения и знакомство с органами власти. «По значимости эти факторы оказались важнее, чем обладание современными технологиями, наличие стратегии или рыночной ниши, постоянное обучение и развитие персонала», — отметила Е.Ракова.

В свою очередь к внутренним барьерам, препятствующим ведению бизнеса, руководители МСП относят нехватку финансовых средств, дороговизну сырья, высокие издержки на оплату труда, а также неэффективное управление собственным предприятием.

В то же время анализ показал, что при более высокой оценке факторов «эффективное управление предприятием» респонденты соответственно более высоко оценивают успех своего бизнеса, постоянное обучение и развитие персонала, наличие эффективной стратегии, знание рынка и умение предвидеть рыночную конъюнктуру.

Как показал опрос, 45% МСП организуют дополнительное обучение (повышение квалификации, переподготовку) рабочих и рядовых работников. Основными формами обучения являются курсы, семинары и тренинги (27%), обучение внутри компании своими силами (20%) и самообразование (17%). Обучение работников среднего и высшего звена коснулось 40% опрошенных МСП.

Реагируя и адаптируясь к сложной регуляторной среде, МСП может выбрать пять вариантов действий: бороться и защищать свои права, идти на различные компромиссы с властями, уходить из этой среды в «тень» или другие страны, защищаться коллективно, подчиняться и полностью выполнять все законные и административные требования, отметила эксперт. Борьбу с элементами сотрудничества используют 30% опрошенных МСП, полное подчинение и выполнение всех норм — 17%, компромисс с элементами подчинения, а также уклонение — по 14%. «Свой путь» выбрали 15%. Такие предприятия отказываются от борьбы, подчинения, компромиссов с другими МСП и различных компромиссов с властью.

По мнению ректора Московской школы бизнеса Павла Данейко, локомотивами белорусской экономики в будущем могут стать не нынешние валообразущие госпредприятия, а 2-3% частных предприятий, которые сейчас работают в основном на экспорт и занимают доминирующее положение в своих сегментах рынка. «Большинство этих предприятий сформировалось в начале 90-х годов и выросло из торговли и советских производственных кооперативов. Представители этих бизнесов принципиально не хотят сотрудничать с государством, не стремятся получать от него какие-либо преференции, хотя оно им предлагает. Они функционируют в областях, где не нужно использовать контролируемые государством ресурсы. То, что они ориентированы на экспорт, позволяет им обойти целый ряд институциональных ограничений, существующих на наших рынках», — считает П.Данейко. Он сомневается, что нынешним экспортным лидерам, находящимся в госсобственности, хватит динамики для обеспечения в будущем роста экономики. «Основная надежда связана с тем, что должны вырасти новые лидеры, и они находятся среди этих 2% частных экспортных предприятий. И если кто-то из них достигнет объемов продаж в несколько миллиардов USD, то мы получим целый кусок экономики, кластеры, которые будут тащить за собой другие бизнесы в стране». При этом они должны быть именно экспортерами, потому что белорусский рынок настолько мал, что приличной фирме здесь будет тесно, полагает он.

В случае начала либерализации белорусский бизнес будет развиваться и дальше, считает эксперт. Он не повторит судьбу польского, когда встроенные в социалистическую систему распределения фирмы после начала реформ оказались не у дел и разорились. Белорусский бизнес гибкий, он вырос в конкурентных условиях. При этом в случае начала приватизации он способен эффективно управлять и активами госпредприятий, примеры тому уже есть, отметил П.Данейко.

Дмитрий ЕРМАК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений