$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

БИЗНЕС-ОБУЧЕНИЕ:©

09.12.2014

тенденции и перспективы

На протяжении последних 3 лет отечественный рынок бизнес-обучения стабильно рос, в текущем году его объем составил более 7 млн. USD. Однако по оценке консалтинговой компании BusinessTools, потенциально эта сумма может быть в 4 раза больше. Такие данные были представлены 24 ноября на бизнес-вечере, посвященном итогам и тенденциям года в сфере делового образования.

Наиболее популярны в Беларуси сборный и корпоративный форматы краткосрочных и среднесрочных программ, на которые белорусские компании затратили в этом году 2,5 и 2,4 млн. USD соответственно. В учебном процессе активно участвуют как отечественные, так и зарубежные провайдеры, услуги которых обошлись в 1,2 млн. USD. Расходы на обучение по долгосрочным программам уровня МВА оцениваются более чем в 1 млн. USD.

В 2012–2014 гг. стоимость внешнего корпоративного обучения выросла, по оценке экспертов BusinessTools, более чем на 30%. Например, в этом году один день корпоративного тренинга у лидеров рынка стоил около 1500 USD, в сборном формате — 210 USD, что на 5% больше, чем в 2013 г.

Основные потребители корпоративного обучения — IT-бизнес и крупные производственные компании (почти 50% таких услуг). В сборном формате приоритеты по отраслям распределились более равномерно: производственные компании (21%), оптовая торговля (17%), банки (11%), ритейл (7%).

Среди наиболее популярных тем в сборном формате — вопросы личной эффективности руководителей. Прогнозируется, что эта услуга останется востребованной и в ближайшие годы.

В корпоративном формате исторически заказчиков больше всего интересует обучение в области продаж. Впрочем, спрос здесь может вскоре снизиться — крупные компании взялись за активное создание собственных университетов и обучающих центров для базовой подготовки персонала массовых должностей. Поэтому в ближайшие годы можно ожидать снижения спроса на обучение в области продаж. Зато доля обучения для руководителей должна подрасти.

Самые дефицитные в Беларуси программы (по сравнению с российским и западными рынками) — управление производством, стратегический маркетинг и логистика. Удовлетворять спрос на них мешает отсутствие достаточного количества преподавателей в этих сферах.

По прогнозу BusinessTools, рынок Беларуси сможет сохранить темпы роста и превысить 8 млн. USD в 2015 г., но только в случае нормализации геополитической и экономической ситуации в России. Основными драйверами роста в этом случае станут развитие частного бизнеса, некоторое «открытие» государственного сектора, укрупнение основных потребителей услуг. Кроме того, уже сейчас сказывается ощутимое «омоложение» менеджерского состава частных белорусских компаний, которому требуются быстрое пополнение багажа знаний.

Однако последние политические и экономические события способны существенно ухудшить ситуацию в экономике России и Беларуси. Ускорение темпов девальвации белорусского рубля, увеличение долговой нагрузки и падение доходов могут заставить компании вводить режим экономии затрат, в т.ч. на обучение и развитие персонала.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА