$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Бизнес не спешит объединяться,

26.02.2008

Только около 10% белорусских организаций состоят в предпринимательских союзах. В большинстве своем это крупные промышленные предприятия, активные на зарубежных рынках. Такие выводы следуют из исследования, проведенного Институтом предпринимательства и менеджмента (ИПМ).

Более 50% опрошенных исследовательским центром ИПМ субъектов хозяйствования (а всего в опросе участвовало около 500 фирм) не знают либо плохо знают об организациях, которые отстаивают интересы бизнеса. Членами предпринимательских объединений чаще всего являются крупные фирмы (с числом сотрудников от 101 до 200 и свыше 200 человек). Уровень охвата среди них соответственно 22% и 30%. А наименьший интерес к бизнес-союзам проявляют средние фирмы (от 51 до 100 человек) — только 5% (для сравнения: среди индивидуальных предпринимателей показатель составляет 8,5%).

Как показало исследование, участие в бизнес-ассоциациях во многом зависит от того, в какой сфере работает организация. Так, почти 22% промышленных предприятий состоят в объединениях, тогда как среди строительных фирм членами являются только 2%. Меньшую заинтересованность в членстве проявляют и компании из сферы торговли и общественного питания, а также бытового обслуживания. «Это говорит либо об отсутствии привлекательного предложения со стороны организаций бизнес-среды для фирм из вышеупомянутых секторов, либо о меньшей склонности таких фирм к сотрудничеству», — отмечают эксперты ИПМ.

Намного чаще членами предпринимательских объединений являются фирмы, которые придерживаются стратегии экспансии и работают на международных рынках. 14% организаций, называющих своей основной стратегией экспансию, заявляют о своем членстве в подобного вида организациях, тогда как процент тех, чья деятельность сконцентрирована на сохранении нынешнего уровня и выживании, составил только 5%. Членство на уровне 14% отмечается и среди предприятий, для которых зарубежье — основной потребитель их продукции/услуг, а среди экспортирующих фирм почти каждая пятая состоит в объединениях. Для сравнения: среди фирм, которые сотрудничают в основном с государственными и бюджетными учреждениями, процент членства составил 2,3%.

Исследование показало, что предприятия чаще всего сотрудничают с консалтинговыми фирмами (9,7%) и школами бизнеса (7,6%), а опыт сотрудничества с ними имеют 15,4% и 12,6% соответственно. Фирмы больше всего нуждаются в услугах в области консультирования и обучения, причем эти потребности в основном удовлетворяют коммерческие организации, а не общественные объединения, отмечают эксперты. Чаще всего с консалтинговыми компаниями сотрудничали «старые» организации, основанные до 1996 г. (почти 14%). Причем чем крупнее предприятие и более ориентировано на зарубежные рынки, тем более охотно оно взаимодействует с консультантами. Подобным образом выглядит ситуация и в случае с бизнес-школами.

С организациями, представляющими интересы предпринимателей (центры поддержки и республиканские и региональные бизнес-союзы, за исключением отраслевых бизнес-ассоциаций), сотрудничает 5% либо имеет опыт сотрудничества около 10% исследуемых фирм. При этом с республиканскими и региональными бизнес-союзами взаимодействуют прежде всего фирмы, основанные до 2003 г., из строительного (почти 9%) и промышленного сектора (более 6%), с количеством работников от 101 до 200 человек (22%). С отраслевыми бизнес-ассоциациями сотрудничают самые «старые» фирмы (почти 9%) из сектора услуг с наибольшим числом работников (более 200 человек).

Меньше всего предприниматели обращаются в технологические парки, инкубаторы малого предпринимательства, а также в фонды финансовой поддержки предпринимательства (см. таблицу).

Наиболее высокой оценки удостоились от предпринимателей бизнес-школы и частные консалтинговые фирмы (соответственно 45% и 41% респондентов оценило сотрудничество «хорошо» и «очень хорошо»). Во второй группе оказались организации предпринимателей — центры поддержки предпринимательства (37%) и отраслевые бизнес-ассоциации (36%). А меньше всего положительных оценок собрали технопарки (24,5%), организации, предлагающие финансовую поддержку (25,5%), а также республиканские и региональные бизнес-союзы — 26,1% положительных оценок.

Самую негативную оценку о качестве сотрудничества («плохое» либо «очень плохое») получили инкубаторы и технопарки (соответственно 55% и 49%), а также организации, предлагающие финансовую поддержку (45%). Эксперты ИПМ обращают внимание на то, что, за исключением коммерческих консалтинговых фирм и бизнес-школ, негативных оценок для остальных организаций бизнес-среды больше, чем положительных. Это означает, что качество сотрудничества с организациями бизнес-среды оценивается предпринимателями в целом как неудовлетворительное.

Как показывает исследование, чем старше фирма, тем выше оценка сотрудничества с почти всеми видами организаций бизнес-среды. Это может свидетельствовать о том, что со временем укрепляется взаимопонимание между предприятиями и организациями бизнес-среды — первые лучше узнают реальные возможности вторых, а те, в свою очередь, приводят свои услуги в соответствие с нуждами предприятий.

Предприниматели утверждают, что чаще всего пользовались юридической помощью (48%), повышением квалификации персонала (41%) и помощью по вопросам ведения хозяйственной деятельности (по законам, налогам и т. п. — 40% опрошенных). Реже всего — безвозмездной помощью (например, грантами) и услугами, направленными на стимулирование инноваций (помощь в международном трансфере технологий, в сфере защиты авторских и патентных прав, в инновационной деятельности и в поиске партнеров для проведения НИОКР). В среднем отрицательные ответы находились в границах 85-90%.

Представители бизнеса не воспользовались такими услугами, как получение безвозмездной помощи (например, грантов), кредитов или ссуд, помощь в привлечении финансовых ресурсов (поиск инвесторов), помощь в получении информации о рынке, хотя были заинтересованы в них больше всего. По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что предприниматели прежде всего ищут помощь для преодоления административных барьеров ведения хозяйственной деятельности. «Существует потенциальный спрос на услуги финансового характера и на помощь в получении информации о рынке (отечественном и международном). В то же время отсутствует потребность на услуги, поддерживающие инновационную деятельность предприятий — видимо, предприниматели все еще недостаточно осознают ее значение», — отмечают эксперты ИПМ.

Дмитрий ЕРМАК