$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Бизнес на воде

30.09.2008

Производство питьевой воды оказалось весьма привлекательным бизнесом. Сегодня, согласно статистике ЕС, бутилированную воду потребляет 90% населения стран Евросоюза. Больше всего ее приверженцев — в странах с жарким климатом. В Италии на душу населения приходится 140 л воды, расфасованной в различные емкости, во Франции — свыше 110, в Германии — 100 л.

Европейские традиции не могли не повлиять на потребителей в нашей стране. По мнению специалистов, белорусский рынок безалкогольных напитков в целом повторяет развитие европейского с отставанием лет на пять.

Сейчас на этом рынке, по оценкам экспертов, работает около 60 производителей. Они с каждым годом увеличивают выпуск питьевой воды в различных удобных для покупателя емкостях — от самых маленьких до гигантских. Во втором квартале рост показали все без исключения разливающие воду предприятия концерна «Белгоспищепром»: «Дарида» (с 362 до 387 тыс. дал), «АкваТрайпл» (со 149 до 194 тыс. дал), Минский завод безалкогольных напитков (со 103 до 170 тыс. дал). Сегодня каждый регион считает верным делом открытие т.н. водного бизнеса.

Специалисты склонны объяснять темпы роста покупки белорусами питьевой воды погоней за здоровым образом жизни, реклама которого оказывает сильное влияние на продуктовый рынок. В Белгоспищепроме также прогнозируют рост этого сегмента рынка с последующим ростом поставок на внешние рынки. Перечень необходимых документов, регламент подготовки экспортного старта уже разработаны.

Более того, в концерне имеется список перспективных участков для добычи и производства бутилированной воды. Их немало: 9 — в Брестской области, 16 — Витебской, 4 — Гомельской, 16 — Гродненской, 17 — Минской и 5 — в Могилевской. Все это разведанные подземные источники, имеющие естественную, природную защищенность от сточных вод.

С какими же деньгами нужно идти на этот рынок, чтобы заработать на нем? Вот как ответил на этот вопрос один из руководителей компании с иностранным капиталом, представляющей в РБ серьезный бизнес на воде:

— О высокой рентабельности говорить не приходится, — скромно сказал эксперт. — Сами понимаете: вода — дешевый товар. А стоит этот бизнес много. Серьезная промышленная переработка требует закупки современной линии водоподготовки и прочих технологий, общей стоимостью 1,5 млн. USD. Заводской проект на 60-100 работающих потянет примерно на 20 млн. USD.

Тем не менее на рынок питьевой воды приходят все новые и новые игроки. К ее выпуску с 2007 г. приступил производитель алкогольной продукции РУП «Минск Кристалл». Даже Ушачский овощесушильный завод закупает новую линию розлива безалкоголных напитков и воды мощностью 3 тыс. бутылок в час. Цех планируют ввести в эксплуатацию летом 2009 г.

На что рассчитывают новички? Вот что по этому поводу говорит директор небольшой компании из Дрогичина (Брестская область) ООО «АкваФортез» Александр Гримайло:

— Уже год «АкваФортез» производит бутилированную питьевую воду «Н20рма» в емкостях объемом 1,5 — 5-9 л. Рынок питьевой воды — весьма интересный рынок. Об этом свидетельствуют традиции ее потребления в цивилизованных странах, где уже давно из-за проблем с экологией пьют только бутилированную питьевую воду. Забота граждан о здоровье — важный стимул развития бизнеса.

Сегодня на рынке столичной области конкуренция производителей этой продукции достаточно жесткая. В «размерах» 1,5 — 2-5 л на полках тесно стоит продукция торговых марок «Дарида», «Фрост», других компаний. В нише от 5 л и более конкурируют «Протера», «Вода королевская», «2002». У них, как правило, «большие» потребители — предприятия, учреждения, школы, больницы. А вот региональные рынки — подходящая площадка для старта таких предприятий, как «АкваФортез».

Санитарные нормы и правила, в рамках которых работают производители в РБ, разработаны Минздравом и, в частности, Научно-исследовательским институтом санитарии и гигиены Минздрава, Научно-практическим центром питания и продовольствия НАН РБ. Министерство здравоохранения Беларуси и всевозможные санитарные инстанции держат производство воды в стране под жестким контролем. И это нужно учесть тем, кто захочет вложить деньги в данный вид бизнеса.

Чтобы отечественная продукция вышла на еще более высокий уровень экологических стандартов, Минздрав ввел запрет на обработку бутилированной питьевой воды посредством хлорирования. На это направлены нормы вступившего в силу с марта т.г. постановления Минздрава от 29.06.2007 № 59 «Об утверждении санитарных правил и норм «Гигиенические требования к питьевой воде, расфасованной в емкости». Надо отметить, что новые нормы значительно улучшают потребительские качества питьевой воды.

Одновременно в ряде министерств и ведомств (Минприроды, Белгоспищепроме и др.) разрабатывается план выхода отечественных производителей питьевой воды на иностранные рынки.

В числе перспективных экспортеров в Белгоспищепроме называют 14 предприятий. В их числе Минский завод безалкогольных напитков, Дарида, Акватрайпл, Амазонколорит, Аквадив и некоторые другие.

— Теоретически на внешний рынок может выйти любое предприятие, — считает начальник сектора концерна «Белгоспищепром» Татьяна Хамицевич. — Но потенциальному экспортеру придется гармонизировать показатели по качеству с требованиями того рынка, куда они намерены поставлять свой товар.

С экспортом непросто еще и потому, что отечественные субъекты хозяйствования однозначно столкнутся за рубежом и с проблемой дистрибуции. Как «застолбить» полку иностранного супермаркета, а попав на нее, привлечь покупателя? Как убедить его в том, что нужно купить не уже привычный брэнд, а незнакомую воду из страны, где нет альпийских лугов и пугает радиацией Чернобыль?.. А то, что в Беларуси одни из самых больших запасов подземных водных источников, европейского потребителя мало волнует.

Руководители ряда предприятий сомневаются в рентабельной работе на зарубежном рынке. Вода — слишком дешевый товар, а затраты на предэкспортную подготовку, организацию эффективной дистрибуции, транспортировки слишком большие.

Сомневаются. Но присматриваются к соседним рынкам. Ведь некоторым уже удалось за них зацепиться. К примеру, компании «Дарида». Так что, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Опять же — смелость города берет. Грамотное продвижение продукции за рубеж создало интересный прецедент вероятной интервенции белорусских производителей воды за рубеж. А это уже настоящий бизнес.

Тамара МАРКИНА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях