$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

Бизнес на благотворительности

15.03.2016

Новый вид бизнеса, социальные предприятия, появились и в Беларуси. Как ни странно, стимулом для работы таких предприятий становятся сложности в экономике.

Социальные предприятия – пока новый для нашей страны, но активно развивающийся вид бизнеса. Они стремятся к самоокупаемости и финансовой устойчивости для того, чтобы решать социальные проблемы за счет доходов от своего бизнеса. Будущее этой сферы деятельности обсуждалось во время круглого стола, организованного консалтинговым учреждением «Социальные технологии бизнеса».

Социальное предприятие (СП) отличается тремя важными свойствами:

а) оно создано специально для решения социальной проблемы или уменьшения ее остроты;

б) СП предлагает качественно новый продукт (услугу) или качественно новую модель его предоставления;

в) его деятельность экономически устойчива – большая часть дохода формируется за счет коммеческой деятельности, хотя гранты, пожертвования и прочие донорские средства не исключаются.

По оценкам экспертов, в Беларуси сегодня около 170 СП.

«Лидером в вопросах благотворительности и социального предпринимательства являются США, – говорит консультант Республиканского Фонда содействия предпринимательству (Минск) Людмила Истомина.Там социальные компании, управляемые частным бизнесом и НКО, делятся на три категории: специализированные, обеспечивающие работой, зарплатой и карьерными возможностями уязвимые группы людей с ограниченными возможностями, компании, производящие для них товары и услуги, и объединяющие оба подхода. Больше всего СП в первой категории (Life Experiences, Ten Thousand Villages, ТRОSА и т.д.)».

Организуют работу СП в США правительственное бюро и фонд социальных инноваций, поддерживающий секторальное партнерство.

Опытом поддержки социального предпринимательства в России делилась эксперт Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» (Москва) Анна Брусницына. Этот фонд сегодня в состоянии сам «выращивать» будущих социальных предпринимателей: от формирования идеи через анализ рынка и потребностей клиентов до подготовки подробного бизнес-плана проекта для получения финансирования и запуска проекта в сфере социального предпринимательства. У фонда есть практические курсы, помогающие освоить технологии продвижения своего социального бизнеса в Интернете, и другие интересные идеи.

В Беларуси для СП характеры частная форма собственности, возможность заниматься коммерческой деятельностью, социальные цели, получение прибыли, перераспределяемой на помощь нуждающимся; создание продукта/услуги, содействующих решению социальных проблем, сообщила руководитель некоммерческой организации «ОДБ Брюссель» (Бельгия) Алена Лис. Основные сферы деятельности –  производство (46%), услуги (44%), торговля (10%).

По составу учредителей, юридической форме, социальной цели СП в Беларуси делятся на 8 типов:

1. Традиционный – коммерческие предприятия, учрежденные некоммерческими общественными организациями. Они не ориентированы на получение прибыли, примерно 10–20% (иногда до 100%) от выручки или прибыли направляют на уставные цели – организацию мест для реабилитации инвалидов, их трудовую и социальную адаптацию.

2. Коммерческие предприятия, созданные в партнерстве с иностранными компаниями, частично или полностью финансируемые из-за рубежа. Они зависимы в вопросах финансов, стратегических решений, менеджмента, работают на гранты, без которых сразу «уйдут в минус», часто создаются согласно партнерским программам регионального развития (Белорусско-германское совместное ООО «Надежда-XXI век» и т.д.).

3. Предприятия и мастерские, учрежденные религиозными организациями. В них сотрудники, волонтеры, люди, проходящие трудовую и социальную реабилитацию, как правило, верующие. Обязательное условие реабилитации – участие в религиозных обрядах. СП самостоятельны только в решении оперативных вопросов, практически всю прибыль направляют на нужды церкви. Предприятия, особенно православной церкви, достаточно успешны, но информация об их финансовых результатах закрыта («Агапэ» религиозной миссии «Благотворительное католическое общество «Каритас», мастерские Свято-Елисаветинского монастыря и т.д.).

4. Индивидуальные предприниматели, позиционирующие себя как СП. У этих людей сильна личная мотивация, а профиль работы тесно связан с интересами учредителя (анти-кафе «Тайм-клуб 1387» Натальи Халанской (Бобруйск), «Серебряная лебедь» Ксении Ширко (Минск) и т.д.).

5. Коммерческие организации, работающие в регионах и ставящие целью региональное развитие, содействие решению локальных социальных проблем. Работают с минимальной прибылью, а их успех зависит от направленности на потребности местных сообществ (ЧПТУП «Медиа-Ганцевичи» и др., агроусадьбы).

6. Коммерческие предприятия, созданные без участия общественных организаций, с целью трудоустройства представителей уязвимых групп, как правило, инвалидов. Учредители – люди, по различным причинам не реализовавшие свои идеи через общественные организации (ООО «Гипермаркет услуг 124» и т.д.).

7. Коммерческие предприятия, созданные без участия общественных организаций, позиционирующие себя как СП. Они не ограничиваются проблемами трудоустройства инвалидоы, занимаются реабилитацией людей с зависимостями, оказывают помощь сиротам, пожилым людям, реализуют культурные или экологические проекты. Реинвестируют значительную часть прибыли в благотворительность (ЧУП по оказанию услуг «Семейный центр Катерины Ковровой» и т.д.).

8. Коммерческие предприятия, поддерживающие благотворительные и социальные проекты. Для них характерны привлечение и аккумулирование средств путем краудфандинга, их распределение на благотворительные и социальные проекты (ООО «Мае сэнс», УП «Талака Технологии», ООО «Хайв Проджект» и т.д.).

«В отличие от европейских социальных компаний белорусские пока не всегда соответствуют следующим критериям социального предпринимательства: успешность бизнеса; реализация социальных целей в форме социальных инноваций, а соответственно, и отсутствие устойчивости; методы организации работы и участия людей в деятельности социальных предприятий декларативны», – говорит А.Лис.

Сегодня классифицировать СП и разобраться в структуре их деятельности пытается и Государственный институт управления и социальных технологий БГУ (ГИУСТ). «СП – инновационная форма деятельности в Беларуси, – говорит заведующая лабораторией «Общественное мнение» ГИУСТ БГУ Ирина Левицкая. – У нас не реализуется социальное предпринимательство в таких же масштабах, как в Европе, но есть свой опыт, который нужно изучать. По нашим оценкам, около 70% социальных идей могут самоокупиться. Индивидуальных социальных проектов в РБ примерно 51%, групповых – 49%. При этом всего 20% социальных предпринимателей имеют партнерские отношения с предприятиями».

Направленность деятельности СП: историко-культурное развитие (32%), информационное обеспечение (8%), образование и наука, развитие (13%), развивающий досуг (13%), физкультура и спорт, охрана здоровья (13%), социальная работа и реабилитация, помощь социально уязвимым группам (8%), экология (6%), другое (7%). «Идеи, направленные на решение проблем социально уязвимых групп, не настолько представительны, – отмечает И. Левицкая. – Далеко не все СП готовы работать с такой трудной социальной группой и решать их проблемы. В целом проблемы общереспубликанского уровня решают 51% СП, регионального – 46%, локального – 3%. Руководят социальными проектами чаще мужчины (66%), 41% социальных проектов реализуется в Минске».

По мнению участников круглого стола, стимулируют развитие социального предпринимательства в нашей стране новые технологии и средства коммуникации (например, специализированные интернет-платформы), позволяющие заявить об актуальных проблемах, обмениваться информацией, искать необходимые ресурсы. Постепенно формируется сообщество людей, готовых заняться решением общественных проблем, проводятся конкурсы. Как ни странно, стимулом становятся и сложности в экономике. А вот отсутствие единой концепции развития, законодательного регулирования, заинтересованности органов власти, недостаточный уровень информированности населения, колебания делового климата существенно затрудняют развитие социального предпринимательства.

Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ