$

2.0580 руб.

2.2750 руб.

Р (100)

3.1945 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Социум

Бизнес на благо общества

08.08.2003
Социальное предпринимательство -- явление новое не только для Беларуси, но и для Запада. Под ним подразумевается соответствующая миссии и направленная на достижение социального эффекта деятельность некоммерческой организации по возмездной реализации товаров, работ и услуг.

Появилось социальное предпринимательство в ходе поисков стратегии, которая позволила бы общественным объединениям стать финансово независимыми от доноров, на чьи ресурсы ориентировано большинство некоммерческих организаций. Однако спонсоры или международные фонды, предоставляющие гранты, пытаются реализовать прежде всего собственные политические или иные интересы. Только самостоятельно занимаясь предпринимательской деятельностью в рамках своей миссии, общественные объединения могут обеспечить себе мобильность и свободу выбора.

-- Идея социального предпринимательства полностью соответствует нашему времени. В ней отлично сочетается социальная миссия и деловая инициатива. Без сомнения, пришло время предпринимательского подхода к социальным проблемам, так как зачастую организации третьего сектора воспринимаются как неэффективные, неделовые и негибкие. Социальные предприниматели должны предложить новые модели для нового века, -- считает менеджер программы "Альянс Партнерства Каунтерпарт" (САР) Раиса Синельникова.

Эта программа, направленная на развитие и укрепление местных общественных организаций, работает в Беларуси с 1997г. САР финансируется Агентством США по международному развитию и осуществляется некоммерческой американской организацией "Соuntеrраrt Intеrnаtiоnаl, Inс." с 35-летним опытом в области улучшения экономической, природной и общественной среды существования человека. Помощь предоставляется в соответствии с соглашением между правительством США и правительством Республики Беларусь от 18.07.1996г. относительно сотрудничества по облегчению предоставления помощи. САР имеет офисы более чем в 60 странах, в том числе в 12 государствах бывшего СССР.

В нашей республике "Альянс Партнерства Каунтерпарт" с октября 2001г. осуществляет программу развития региональных общественных объединений. На первом этапе техническую помощь и гранты получили некоммерческие организации (НКО) трех райцентров. В прошлом году к ним добавилось еще пять городов. Сейчас главная задача САР в Беларуси -- научить НКО самостоятельно зарабатывать деньги для выполнения своей миссии. Ради этого сотрудники программы проводят "круглые столы", встречи, семинары, тренинги для представителей общественных объединений.

На прошедшем недавно заседании пресс-клуба САР журналисты смогли встретиться с лидерами тех НКО, которые успешно занимаются социальным предпринимательством. Одну из моделей социального предпринимательства воплотила в жизнь столинская организация Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам (БелАПДИиМИ). По словам ее председателя Мальвины Выдрицкой, чтобы решить проблему трудоустройства своих подопечных, они создали швейную мастерскую, где могут работать 15 человек с психофизическими ограничениями.

-- Мы подыскали в городе пустующее здание, голландская религиозная община помогла его отремонтировать. Нам разрешили выкупить это помещение по остаточной стоимости. С помощью спонсоров приобрели швейные машины, затем получили лицензию на изготовление швейных изделий, -- рассказывает Мальвина Кузьминична. -- Республиканский НИИ трудовой экспертизы и центр "Открытые двери" обследовали ребят и дали заключение об их профпригодности. На этом основании были сформированы группы обучения по специальности "швея-портной". Столинское ПТУ-164 разработало, а Брестский областной отдел образования утвердил учебный план их подготовки, рассчитанный на шесть с половиной месяцев. Районный центр занятости смог оплатить обучение, обеспечить учащихся стипендиями, а потом закупать ткань и выдавать зарплату работникам швейной мастерской. За это предприятие изготавливает постельные принадлежности и спецодежду для бюджетной сферы. Однако столинская организация БелАПДИиМИ хотела бы работать самостоятельно и получать прибыль от реализации продукции. Нужно только найти стартовый капитал. А люди с психофизическими ограничениями могут немало -- шить, ремонтировать обувь, работать в прачечных. Благодаря льготному налогообложению услуги, оказываемые инвалидами, обойдутся потребителю дешевле. В итоге все стороны окажутся в выигрыше.

Другое общественное объединение -- Барановичский экологический союз -- ведет хозяйственную деятельность с начала 1990-х гг. Чтобы успешно справляться со своей миссией, НКО начала оказывать платные услуги. Одной из первых было оформление экологических паспортов предприятий. Затем освоили расчет вредных выбросов для определения суммы экологического налога. Заработанные деньги направляются на финансирование проектов и программ в рамках уставной и благотворительной деятельности. Барановичский экологический союз тесно сотрудничает с местной горрайинспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды. "Мы даем консультации по экологическим вопросам организациям и предпринимателям, -- говорит председатель этого союза Анатолий Банкевич. -- Могли бы проводить семинары, на которых разбирали бы типичные нарушения экологического законодательства и способы их профилактики, делились накопленным опытом".

Еще один пример для подражания -- предпринимательская деятельность Белорусского фонда "Милосердие и здоровье", который стал учредителем ЧУП "Центр социальных работ" для трудовой реабилитации людей с психофизическими ограничениями. Теперь в Минске прибыльно работает парикмахерская, где заняты 14 инвалидов, действуют уборочная бригада и служба профессиональных сиделок. Подобные центры существуют также в Гродно и Могилеве. Планируется, что в перспективе они появятся во всех областных центрах Беларуси, ведь их эффективность действительно высока. Инвалиды проходят трудовую реабилитацию, зарабатывают себе на жизнь, имеют возможность перейти от мизерной социальной пенсии к более высокой трудовой, для которой требуется стаж работы. Путей достижения общественного блага множество. В той же парикмахерской можно обслуживать по льготным ценам социально незащищенные слои населения с низкими доходами и выполнять при этом свою благотворительную миссию.

Таким образом, социальное предпринимательство -- та стратегия, с помощью которой общественные объединения достигают финансового благополучия и генерируют доход для реализации своих программ. Подобный способ зарабатывания денег весьма перспективен для белорусских НКО. Сдержать рост числа общественных объединений, желающих заниматься социальным предпринимательством, может только одно, но существенное обстоятельство: вступая на тропу бизнеса, некоммерческие организации, за исключением некоторых налоговых льгот, попадают в те же рыночные условия, что и коммерческие фирмы. А значит, вести хозяйственную деятельность им придется по законам рынка.

Автор публикации: Татьяна ГОРЧАНЮК


Макроэкономика: список рубрик
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы