$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Бизнес как субъект нормотворчества

06.04.2010

Сегодня бизнес-союзы Беларуси в своих предложениях все чаще ставят вопрос о своем участии в нормотворчестве. Такие предложения содержатся, в частности, в проекте одного из «альтернативных» проектов закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства», подготовленного с участием бизнес-сообщества, в Национальной платформе бизнеса Беларуси 2010, разработанной под эгидой Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, и др.

Валерий ФАДЕЕВ, заслуженный юрист Республики Беларусь

Так, в ст. 6 первого документа одним из основных принципов государственной политики в сфере поддержки МСП названо «участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства (ассоциаций и союзов) в формировании государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства». Иногда появляются и более радикальные предложения — например, участие бизнес-сообщества в подготовке вообще всех проектов нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Замечу, что такие предложения выдвигает именно бизнес-сообщество, но не госорганы.

Реально ли воплотить в жизнь такие предложения? Вписываются ли они в нынешнее правовое поле?

Начнем с того, что право законодательной инициативы согласно ст. 99 Конституции принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей. Этим подразумевается, что только указанные субъекты могут внести в парламент законопроекты либо предложения о их принятии. Кроме того, существуют акты Президента, правительства, республиканских и местных органов. Поэтому можно говорить не о законодательной, а о нормотворческой инициативе, хотя зачастую между этими понятиями ставится знак равенства. Однако в соответствии со ст. 44 Закона от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее — Закон № 361-З) субъектами нормотворческой инициативы являются субъекты нормотворческой деятельности, которые в соответствии с предоставленными им полномочиями вправе направить в нормотворческий орган (должностному лицу) проект нормативного правового акта или мотивированное предложение о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части.

Госорганы и должностные лица, не являющиеся субъектами нормотворческой инициативы, а также организации и граждане направляют свои предложения по принятию (изданию) нормативного правового акта или вносят проект нормативного правового акта госорганам (должностным лицам), имеющим соответствующие полномочия, в порядке, установленном законодательством.

Кроме того, согласно ст. 1 Закона № 361-З «субъектами нормотворческой деятельности признаются физические или юридические лица, принимающие участие в нормотворческой деятельности». Такими субъектами сегодня являются, по общему правилу, госорганы и их должностные лица.

Для того чтобы все же разобраться в хитросплетениях указанной терминологии, необходимо обращаться к другим актам, в т.ч. указам Президента и регламентам соответствующих органов. Так, согласно п. 3 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утв. Указом Президента от 11.08.2003 № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности», подготовка проектов актов осуществляется нормотворческими органами, иными субъектами нормотворческой инициативы, а также Национальным центром законодательства и правовых исследований в порядке, установленном законодательством. Регламентом Совета Министров, утв. его постановлением от 14.02.2009 № 193, предусмотрено, что вопросы в правительство вносятся республиканскими органами госуправления, облисполкомами и Мингорисполкомом, а нижестоящие исполкомы должны вносить вопросы через соответствующие органы госуправления.

Правда, помимо законодательной и нормотворческой инициативы предусмотрено еще и согласование проектов НПА, а также есть понятие гласности в нормотворчестве.

Однако, к сожалению, ни в одной из указанных процедур «место» бизнес-союзов официально не определено. Только в п. 8 Регламента правительства указано, что проекты постановлений Совмина по вопросам, связанным с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности, согласовываются с Советом по развитию предпринимательства в Республике Беларусь. Но этот Cовет не является бизнес-союзом. Правда, ст. 41 Закона № 361-З предусматривает, что при разработке планов подготовки проектов нормативных правовых актов учитываются предложения не только субъектов права законодательной инициативы, иных заинтересованных органов, но и общественных объединений, научных и иных организаций, а также граждан. Но эта статья в значительной мере носит «дежурный» характер.

Есть в Законе № 361-З и статья 8 о гласности, которая в деятельности нормотворческих органов (должностных лиц) обеспечивается информированием граждан о деятельности нормотворческих органов (должностных лиц) и принимаемых (издаваемых) ими НПА, а также опубликованием этих актов в официальных изданиях, других СМИ или доведением их до всеобщего сведения иными способами. По решению нормотворческого органа (должностного лица) проект НПА может быть вынесен на публичное (всенародное, общественное или профессиональное) обсуждение.

Однако если опубликование принятых актов осуществляется, то в отношении опубликования и публичного обсуждения проектов эта статья работает весьма слабо, тем более что решение о такой процедуре отдано на откуп госорганам.

В итоге участие бизнес-союзов в нормотворчестве сегодня зависит от доброй воли чиновников.

Да, довольно часто в последнее время бизнес-союзы привлекают к подготовке каких-то проектов, но также часто и не привлекают. Показателен в этом смысле, например, Указ Президента от 23.10.2009 № 518, регулирующий арендные отношения и вызывающий ну очень много проблем.

А ведь если бы бизнесу дали нормально изложить свое мнение на этапе подготовки, многие вопросы даже не возникли бы. Поэтому бизнес-союзам необходимо дать легальную возможность участвовать в нормотворчестве. Формы такого участия могут быть различными: если не прямое право законодательной инициативы, то участие в рабочих группах по подготовке проектов и, конечно же, обязательное согласование с ними проектов, относящихся к сфере их деятельности.

Гласность нормотворчества необходима в интересах не только граждан, но и государства.

Кроме того, нельзя забывать и о том, что это еще и наше конституционное право и обязанность государства. Часть 2 ст. 37 Конституции гласит, что непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами.