$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Образование

БИЗНЕС-КАДР НА ПЕРСПЕКТИВУ©

17.04.2015

Проблемы, поднятые в материале А.Федоровой «В поисках приемлемой модели» (см. «ЭГ», № 12 за 17.02.2015 г.), актуальны не только для системы профессионально-технического образования (ПТО), но и для бизнес-образования.

Исследования деловой среды, в т.ч. проведенные Международной финансовой корпорацией (IFC), показывают, что в перечне препятствий для ведения бизнеса проблема нехватки квалифицированных кадров выходит на первые позиции. Например, в последнем соцопросе IFC она оказалась на втором месте — после нестабильности законодательства (на третьем «почетном» месте — недостаток внешнего финансирования).

Согласен, в настоящее время предприятия самоустранились от подготовки кадров, система образования вынуждена сама определять контрольные цифры приема и нести ответственность за их выполнение. А в условиях, когда эта система не владеет данными о востребованности тех либо иных специалистов, выпускники зачастую оказываются «лишними».

Поэтому автор правильно ставит вопрос об изменении порядка планирования потребности в рабочих кадрах. Что же касается предложения о передаче функции такого планирования от Минобразования к Минэкономики, то в принципе не столь важно, кто будет планировать, главное, насколько обоснованными будут эти планы. Необходимо сформировать серьезную «обратную» связь, т.е. хорошо просчитанные запросы от предприятий, учитывающие перспективы их развития, модернизацию и т.д., подкрепленные финансированием. Однако то, что хорошо работало в период командно-административной экономики при стопроцентной госсобственности, сегодня абсолютно не годится. Здесь нужна совершенно иная схема отношений.

К сожалению, в Кодексе об образовании даже нет определения термина «бизнес-образование», к которому традиционно относят коммерческую деятельность по оказанию образовательных услуг в сфере бизнес-управления, включая менеджмент, маркетинг, управление персоналом, логистику, финансы, контроллинг, операционный менеджмент и др. Мы же сегодня ставим вопрос об освоении новых рынков, о повышении конкурентоспособности отечественных товаров и т.д. Но готовы ли к этому наши управленцы, большинство которых обучалось в отечественных вузах по старым советским схемам?

По мнению специалистов, на постсоветском пространстве пользуются спросом практико-ориентированные программы, освоение которых быстро принесет плоды и реально поможет в ведении дел. Напомним, в западных университетах механизмы бизнес-образования внедряются на всех факультетах. Следует делать это и у нас. Причем необходимо параллельно вести подготовку и переподготовку вузовских преподавателей, основная масса которых не сталкивалась ни с производством, ни с организацией бизнеса и к тому же слабо владеет иностранными языками. И, конечно же, самый удачный вариант — привлечение к преподавательской работе уже поработавшей в бизнесе молодежи, получившей хорошее образование, для чего также необходимо решить целый ряд вопросов, начиная с оплаты труда.

В правительстве уже есть понимание серьезности этой проблемы, и Минэкономики по инициативе Совета по развитию предпринимательства подготовило проект Концепции развития системы бизнес-образования в Беларуси, авторы которой достаточно глубоко проанализировали мировые тенденции развития в этой области, а также состояние бизнес-образования в нашей стране. По инициативе информационно-просветительского учреждения «Новая Евразия» состоялось общественное обсуждение проекта.

Стоит отметить, что, несмотря на целый ряд трудностей, у нас все же сформировалась определенная база бизнес-образования из частных (прежде всего) и государственных субъектов. Другое дело, что зачастую они работают в неопределенном правовом поле, что, естественно, не способствует успеху. Концепция на основе анализа и выводов, сделанных с учетом мирового и национального опыта, предусматривает конкретные меры по совершенствованию этой системы, включая организационно-экономический механизм развития и господдержки, а также меры по финансово-экономическому обеспечению. В том числе предлагается внесение изменений в законодательство, разработка и реализация образовательных программ, предоставление необходимых льгот и преференций субъектам и др.

Как выяснилось в ходе обсуждения, представителей бизнес-сообщества волнует излишняя зарегулированность бизнес-образования со стороны государства, а также попытка госорганов «управлять» процессом. Поэтому все приветствовали создание специального Республиканского совета по аккредитации в этой сфере с приданием ему функций регулирования. Кроме того, здесь целесообразно шире использовать функции самоуправления с тем, чтобы соответствующая ассоциация сама устанавливала корпоративные стандарты и правила. Ведь бизнес-образование вряд ли можно подгонять под общие стандарты образовательной деятельности, учитывая специфику и «подвижность» этого института. В РФ регулятивные функции уже переданы в руки профессионального сообщества, которое теперь должно определиться с системой оценки качества образовательных программ, способных быть максимально эффективными для российского бизнеса и соответствовать международным стандартам.

Экономика Беларуси сегодня оказалась в непростой ситуации. Многие специалисты прогнозируют затяжной кризис. Конечно, для успешного решения сложных задач необходимы в первую очередь глубокие экономические реформы, которые, к сожалению, пока практически не осуществляются. Но для успешного реформирования нужны современные высококвалифицированные кадры, имеющие высокий уровень теоретической подготовки и практический опыт, основанные на лучших мировых достижениях. Поэтому старый советский лозунг «Кадры решают все» может быть применен и в настоящее время, естественно, с определенной корректировкой.

Валерий ФАДЕЕВ,

заслуженный юрист Республики Беларусь