Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проблемы и решения
15.03.2002 15 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнес и общество: от равнодушия — к взаимодействию

Даже в тех непростых условиях, в которых приходится работать частному предпринимательству Беларуси, существует возможность перейти от равнодушия к активному взаимодействию с обществом. Деловые люди должны стремиться повысить свою роль в развитии социально-экономических и политических процессов...

Даже в тех непростых условиях, в которых приходится работать частному предпринимательству Беларуси, существует возможность перейти от равнодушия к активному взаимодействию с обществом. Деловые люди должны стремиться повысить свою роль в развитии социально-экономических и политических процессов. Для этого необходимо создать информационно-аналитическую инфраструктуру, которая поможет частному бизнесу лучше понять и решить не только свои внутренние проблемы, но и влиять на развитие общества в целом путем целенаправленного воздействия на мнение населения, различные государственные и социальные институты.

МНОГОЧИСЛЕННЫЕ исследования показывают, что частное предпринимательство в Беларуси имеет весьма негативный имидж. Так, по результатам опроса Национального института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), проведенного в ноябре 1999г. (было опрошено 1508 чел., предельная ошибка репрезентативности не превышала 0,03), ведущими качествами белорусских бизнесменов и предпринимателей были названы "жажда наживы" -- 56,3% и "склонность к жульничеству" -- 47,8%. "Высокий профессионализм" отметили 17,9%, а "честность и порядочность" -- только 19,9%. Неудивительно, что почти 20% взрослого населения не доверяет частным предпринимателям и их объединениям, причем не доверяющих вдвое больше, чем доверяющих, а почти три четверти затруднились ответить на этот вопрос.

Почему же деловые люди в нашей стране имеют такую репутацию? Потому что население действительно ничего не знает о частном бизнесе или же имеет отрицательный опыт взаимодействия с ним? Ни то, ни другое: по данным опроса, проведенного в сентябре 1998г., 82,7% опрошенных постоянно или иногда пользуются услугами негосударственных магазинов, 51,3% -- негосударственных медицинских учреждений, 41,7% -- бытовыми услугами частного сектора, 22,7% имеют опыт участия в частном предпринимательстве, а еще 34,4% хотели бы приобрести такой опыт (две последние цифры получены по результатам исследования 1999г.).

Более того, в белорусском обществе существует значительный потенциал поддержки предпринимательства. Так, в перечень вопросов, на которые предлагалось ответить, был включен и об отношении населения к забастовкам предпринимателей. Оказалось, что считают обоснованными забастовки предпринимателей-"челноков" против повышения налогов и других ограничений их деятельности государством 47,2% (нет -- 21,1%), затруднились ответить 31,7%.^1

Анализ показывает, что 16,1% населения являются убежденными сторонниками частного предпринимательства, 13% -- убежденными противниками, основная масса (70%) не смогла дать четкий ответ.

Убежденные сторонники частного предпринимательства (СП) и его противники (ПП) видят белорусских предпринимателей в совершенно разном свете (табл.1).

В глазах сторонников белорусские предприниматели -- это трудолюбивые, инициативные деловые люди, а в глазах противников -- жулики, стремящиеся к наживе любыми путями.

ГЛАВНАЯ причина настороженного отношения подавляющей части населения к частному предпринимательству, на мой взгляд, состоит в том, что государственные средства массовой информации, а также многие чиновники, в том числе самого высокого уровня, формируют в основном негативный образ частного предпринимателя. Массированное воздействие этих источников информации "заслоняет" для многих людей их собственный жизненный опыт. Как видно из таблицы, даже среди убежденных сторонников предпринимательства 35% затрудняются в определении важнейших качеств белорусских предпринимателей (не намного меньше, чем среди убежденных противников). Из этой коллизии следует очень важный вывод: развитие частного предпринимательства зависит не только от экономических показателей его деятельности (объемы производства, качество товаров и услуг и пр.), но и от его репутации в глазах общества.

Совершенно очевидно, что без эффективной информационно-аналитической инфраструктуры сформировать положительное отношение общества к частному предпринимательству, обеспечить его поддержку в трудную минуту невозможно: никакие личные связи и "выходы наверх" не могут заменить подобный институт. От нашего государства, как отмечалось выше, ждать помощи не приходится. Кстати, и по мнению сторонников частного предпринимательства, главный источник трудностей -- это государство, от которого деловые люди не столько ждут поддержки, сколько хотят, чтобы оно не мешало.

Отсутствие или невысокая эффективность системы взаимодействия частного предпринимательства с государственными институтами и структурами гражданского общества чревата не просто его социальной изоляцией, но сдерживает и собственное экономическое развитие.

Итак, для улучшения социальных условий, в том числе для формирования позитивного имиджа, предпринимателям нужны структуры, с помощью которых можно было бы получать информацию и анализ того, что происходит в обществе, а также эффективно на него воздействовать. К сожалению, корпоративные союзы пока не решают этих задач, их деятельность остается неизвестной большинству сторонников предпринимательства.

РЕЗУЛЬТАТЫ изучения мнений самих предпринимателей говорят о том, что наиболее оптимальной информационно-аналитической инфраструктурой частного предпринимательства в Беларуси может стать структура, сформированная предпринимательскими объединениями в сотрудничестве с независимыми СМИ и исследовательскими центрами. В 1999г. такая инфраструктура начала создаваться Белорусским союзом предпринимателей и нанимателей им.М.Кунявского совместно с нашим институтом при поддержке Центра международного частного предпринимательства (СIРЕ, Wаshingtоn, DС). Сегодня она включает в себя систему информационно-аналитических групп БСПН им.М.Кунявского, существующих в Минске и в областях. Каждая группа состоит из представителя данного предпринимательского союза и аналитика, располагает собственной материально-технической базой и базой данных. БСПН стал выпускать ежеквартальный информационно-аналитический бюллетень "Бизнес-пресс" (тиражом 299 экз., к данному моменту выпущено уже 10 номеров).

Технология создания такой инфраструктуры включает в себя следующие важнейшие компоненты:

систему определения приоритетов информации (что искать?);

систему поиска необходимой информации (где ее искать?);

систему сбора информации (как ее собирать?);

систему обработки информации (как ее обработать?);

систему анализа информации (что из нее извлекать?);

систему "упаковки" и использования информации (как ее представлять и что с ней делать?).

ПОДЧЕРКНУ: распространение информации и анализа должно быть подчинено главной цели -- лоббированию интересов частного предпринимательства, влиянию на общественное мнение, институты власти и структуры гражданского общества. Если выход частного предпринимательства на институты власти еще можно считать более или менее отработанным (его эффективность -- совсем другой вопрос!), то выход на общественное мнение и структуры гражданского общества находится в зачаточном состоянии. Так, лишь у четверти опрошенных нами делегатов IХ съезда БСПН им.М.Кунявского есть опыт выступлений в СМИ, 36,3% плохо знали или совсем не знали кандидатов в депутаты, за которых голосовали на выборах в местные Советы. В результате мы и имеем то общественное мнение о частном предпринимательстве, о котором я говорил выше, а также весьма слабую поддержку, оказываемую частному предпринимательству политическими партиями, профсоюзами, многочисленными общественными объединениями (напомню, что волна митингов и забастовок частных предпринимателей не получила серьезной общественной поддержки, хотя потенциал такой поддержки был: по данным национального опроса НИСЭПИ, проведенного в сентябре 1998г., почти 55% респондентов, оценивая забастовки предпринимателей-"челноков" против повышения налогов, были уверены, что "их права ущемляют, и поэтому эта борьба справедлива", только 43,4% посчитали, что предприниматели много зарабатывают и поэтому "должны делиться"). Создание и эффективное функционирование информационно-аналитической инфраструктуры частного предпринимательства, включающей все описанные мной компоненты, поможет решить эти проблемы.

Конечно, сегодня частному бизнесу непросто найти возможности для создания такой инфраструктуры, однако получаемая выгода -- выход на уровень стратегического планирования -- позволит ему реально повысить свою роль в изменении социально-экономических и политических условий. Иными словами -- работать не на сегодняшний день, а на перспективу. Наша цель состоит в том, чтобы предприниматели стали полноправным элементом социальной структуры, а частное предпринимательство -- важнейшим элементом демократической трансформации белорусского общества.
^1Здесь и далее приводятся данные национального опроса НИСЭПИ, проведенного в ноябре 1999г.
Табл. 1 Оценка важнейших качеств, свойственных белорусским
предпринимателям, %
============================================================

Качества
предпринимателей        Да            Нет          ЗО/НО*   
                    СП      ПП     СП     ПП     СП     ПП
============================================================
Трудолюбие          79.0  31.1    5.4   36.0  15.6  33.0
Деловая хватка      75.4  43.5    6.7   16.6  18.0  39.9
Инициативность,
настойчивость       69.3  37.0    7.3   19.5  23.4  43.5
Рационализм         55.8  22.4    10.0  25.3  34.2  52.2
Жажда наживы        43.8  71.9    20.1  9.8   36.1  18.3
Авантюризм          43.8  49.2    21.2  9.4   35.2  41.4
Честность,
порядочность        36.7  11.4    16.3  43.2  46.9  45.4
Склонность
к жульничеству      37.9  62.0    26.7  11.3  35.4  26.7
Высокий
профессионализм     28.8  14.1    30.2  42.4  41.1  43.5
Низкий уровень
культуры            31.7  49.0    35.3  11.4  33.0  39.5
Неразборчивость
в средствах
достижения своей
цели                23.4  47.4    30.2   7.3  46.4  45.3
Высокий уровень
культуры            19.7   8.5    34.1  47.9  46.1  43.5
Непрофессионализм,
некомпетентность    18.4  30.0    35.8  19.1  45.8  50.9
Склонность к бла-
готворительности    22.0  11.4    40.9  47.8  37.1  40.8
Нежелание честно
трудиться           18.6  49.6    46.2  14.5  35.0  35.9
============================================================
*ЗО -- затрудняюсь ответить; НО -- нет ответа
============================================================
 
Табл. 2 Оценка сторонниками предпринимательства деятельности
предпринимательских объединений, %                                   
============================================================
Организации                Положи-  Отрица- Безраз-      
предпринимателей           тельно   тельно  лично   НО/ЗО    
============================================================
БСП                          33.4   1.9    25.8      38.9
Независимые профсоюзы
предпринимателей             31.2   2.8    25.5      40.4
Белорусский союз фермеров    20.6   1.3    26.6      51.5
Белорусский союз
налогоплательщиков           15.1   5.0    26.4      54.5
Белорусская ассоциация
юрисконсультов               14.2   4.2    24.1      57.5
БНПА                         11.9   1.0    26.5      60.6
Профсоюз "Садружнасць"       12.2   3.0    23.8      61.0
Белорусский страховой союз   10.8   4.5    29.8      54.7
БСПН им. Кунявского           8.5   1.8    22.8      66.9
Совет по развитию
предпринимательства в РБ     12.0  10.5    31.9      45.7
============================================================
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений