$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

БИЗНЕС И ЧИНОВНИКИ ПЕРЕСЕКУТСЯ ПО ЗАКОНАМ ЛОБАЧЕВСКОГО

15.02.2011

В Минском столичном союзе предпринимателей и работодателей (МССПиР) презентовали проект Национальной платформы бизнеса Беларуси-2011 (НПББ).

Эксперты бизнес-сообщества работали над проектом Платформы одновременно с разработкой плана по реализации Директивы Президента от 31.12.2010 № 4 (далее — Директива). Однако, как отметил сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов, разработчики сознательно не дублировали в Платформе положения Директивы и плана. По его мнению, Директива — это конкретный тактический документ с перечнем определенных действий, а Платформа — «маяк», который задает направление движения и ставит более долгосрочные цели.

Важнейшая среди этих целей — формирование по-настоящему конкурентной среды и создание равных условий хозяйствования для предприятий различных форм собственности. Как подчеркнул директор НИЦ Мизеса Ярослав Романчук, сейчас эти задачи актуальны как никогда. В стране создана двухуровневая экономика: существует неравный доступ к сырью, ресурсам и кредитам для предприятий государственной и негосударственной формы собственности. Они как бы существуют в «параллельных пространствах».

Бизнес-круги добиваются запрета на принятие дискриминационных мер в отношении предприятий частной формы собственности, в т.ч. при осуществлении государственных закупок, трастового управления активами, проведения расчетов, аукционов и тендеров. Уже не первый год звучит требование создать Государственный антимонопольный комитет, независимый от Совмина, отраслевых концернов и местных органов власти, — этот пункт также включен в программу.

Недавняя ситуация с «Пинскдревом» показала: государственные концерны могут в любой момент получить возможность непосредственно управлять негосударственными предприятиями, входящими в их состав. Поэтому, с точки зрения частного бизнеса, необходимо запретить принудительное включение коммерческих организаций с долей государства менее 50% в уставном фонде в состав концернов.

Уже традиционным требованием НПББ стало снижение налоговой нагрузки. По мнению председателя МССПиР Владимира Карягина, при определенных условиях Беларусь в 2011 г. может подняться в мировом рейтинге Doing Business по показателю «простота налоговой системы» с последнего 183-го места в район 70-го. Для этого необходима либерализации и упрощение системы налогообложения, модернизация нормативных документов. Председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин считает, что надо добиться выравнивания налоговой нагрузки в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, снижения ставки НДС до 15%, пересмотра и снижения отчислений в Фонд социальной защиты населения.

Еще одна ключевая проблема, обозначенная в программе, — упрощение процедур приватизации объектов и получения земельных участков субъектами предпринимательской деятельности. Предпринимателям следует предоставить право приобретать в собственность имущество, арендуемое ими не менее 3 лет, по остаточной стоимости на 1.01.2010 г., а при ее отсутствии — за одну базовую величину, считают эксперты. Как заметил В.Маргелов, по данным Госкомимущества, такие случаи все еще единичны и оформляются отдельными указами Президента. Подобный «точечный» подход никогда не приведет к массовой приватизации.

Как говорили на встрече в МСПиР, 2011 г. может действительно стать для Беларуси годом предприимчивости. Она необходима, чтобы ускоренно адаптироваться к мировым ценам на энергоресурсы, к условиям Таможенного союза, найти пути решения проблемы отрицательного сальдо внешней торговли, неплатежей, складских запасов и «замороженных активов». «Предприимчивость будет означать необходимость неординарных решений на всех уровнях, — считает В.Маргелов. — Представителям бизнеса к этому не привыкать. Но предприимчивость понадобится и госпредприятиям, когда они должны будут обходиться без дотаций со стороны государства, и местным властям, у которых впервые появятся дефициты бюджета».

Предприниматели надеются, что необходимость решать «наболевшие» проблемы поможет бизнесу и власти, гражданскому обществу и органам госуправления лучше находить общий язык. «Опыт показывает: если долго и упорно стучаться в двери кабинетов, результат будет», — считает Я.Романчук. Более 50 из 117 законодательных предложений предыдущей Платформы были реализованы. По оценкам, эти нововведения в 2010 г. позволили белорусскому бизнесу сэкономить около 200 млн. USD.

Еще более 2 недель проект «НПББ-2011» будет открыт для обсуждения и доработки бизнесменами. Ожидается, что окончательный вариант платформы представят 2 марта на ассамблее деловых кругов в Минске. После этого документ с учетом замечаний и предложений будет еще раз доработан и направлен правительству.

К слову, предприниматели с нетерпением ожидают еще одного документа — плана реализации Директивы № 4. Напомним, что Минэкономики должно было подать его в правительство до 1 февраля. Однако, как пояснил на недавней пресс-конференции директор департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Лихачевский, на прошлой неделе проект все еще находился на «доработке и дошлифовке». «От бизнес-сообщества продолжают поступать предложения, и мы не можем их упустить», — пояснил А.Лихачевский».

Как рассказал замдиректора департамента по предпринимательству Минэкономики Евгений Семенов, для воплощения в жизнь всех пунктов плана необходимо будет принять около 140 нормативных правовых актов, хотя ранее речь шла о 50—70.

Представители бизнес-сообщества надеются, что в процессе работы над этими документами интересы предпринимателей и чиновников, которые в последние годы напоминали параллельные прямые, наконец-то пересекутся, подтвердив теорию Лобачевского.

Дарья КОСТЕНКО