Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.87
Серебро:
2.01
Платина:
86.6
Палладий:
171.72
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Битвы торговых сетей пока за то, где кто "сядет"

За последние годы Восточная и Центральная Европа прилично приросла гипер- и супермаркетами. Заветными маяками капитализма с океаном товара и морем скидок они зазывно манят белорусских шоп-туристов. А будут ли магазины формата "супермаркет" в Беларуси?...
За последние годы Восточная и Центральная Европа прилично приросла гипер- и супермаркетами. Заветными маяками капитализма с океаном товара и морем скидок они зазывно манят белорусских шоп-туристов. А будут ли магазины формата "супермаркет" в Беларуси? Этот вопрос мы задали начальнику управления городского хозяйства и инвестиций Мингорисполкома Александру УГОЛЬКОВУ.

Вот что он сказал:

-- Будут. Несмотря на то, что на официальном уровне -- в Минторге и Минстройархитектуры, а также в Мингорисполкоме -- не идет разговор о гипер- и супермаркетах. У нас говорят о торговых центрах. Тем не менее в Минске вот-вот должны появиться торговые точки площадью свыше 5 тыс. кв. м, что согласно мировым стандартам соответствует супер- и гипермаркетам. Из всех существующих по характеру организации торговли и ряду других параметров (в том числе наличии площадей свыше 1 тыс. кв. м.) близки к т.н. супермаркетам торговые центры "Сухаревский", "Пачночны" и "Центральный".

Инвестор выбирает большой формат

Приступая к реализации программы строительства крупных торговых центров (т.е. гипермаркетов), власти в декабре 2000г. решили: город должен взять строительство под контроль. Столичные территории, даже площади, должны окупать себя -- пример тому пл. Независимости, где будет возводиться подземный торговый центр. Как показал предыдущий опыт, строительство крупных торговых точек площадью свыше 1,5--2 тыс. кв.м для инвесторов более привлекательно, чем, к примеру, небольших гастрономов в 300--800 кв.м, в которых теперь остро нуждаются районы-новостройки. Тут уж ничего не попишешь.

Власти уверены, что новые торговые центры не появятся где попало: это гарантирует генеральный план развития Минска. В нем расписаны места "дислокации" жилья, социальной инфраструктуры, зеленых и промышленных зон. В результате тщательного анализа и взвешивания всех "за" и "против" определено 10 перспективных участков под гипермаркеты. Главная их привлекательность: транспортная доступность (в идеале -- пересечение транспортных маршрутов), расположение в пределах городского кольца (даже в центре), близость жилых районов.

-- Пилотным проектом Мингорисполкома, -- рассказывает Александр Угольков, -- стал договор с известной фирмой "Альтерсалюшенс", учредители которой построили только в Литве более 80 супермаркетов. Она первой начала осваивать площадку в 6,3 га на ул.Дзержинского -- Есенина, дав согласие на перечисление в городской бюджет 1% выручки, компенсацию затрат на развитие инженерных сетей, городских дорог и социальной инфраструктры.

Далее "раздача" земель под инвестиционные проекты протекала на конкурсной основе. С первого раза пошли "на ура" площадки в районе Восточного автовокзала, ул.Лобанка -- Федорова, Кижеватова -- Корженевского. Некоторые проекты выставлялись по два раза, а если не проходили во второй раз -- снимались с торгов. Наибольшая конкуренция развернулась в сентябре прошлого года по площадке на ул.Орловского -- Тимирязева. Победило ИП "Арвитфуд", в планах которого строительство не только торгового, но и делового центра.

Но пусть не с первого, так со второго раза большинство отобранных специалистами площадок все же приобрели хозяев. На двух из них построит свои торговые центры (8 тыс. и 6 тыс. кв.м) фирма Арвитфуд, известная минчанам по сети магазинов Престон-маркет. ЗАО "Белтяжмаш" выиграло право строительства на ул. Уманская -- Дзержинского. Здесь в выборе инвестора не последнюю роль сыграло наличие рядом свободных, до 20 га, территорий, где можно еще развернуть деловой и развлекательный центры.

В состязании за участок по ул.Танка -- Кальварийская из 4 субъектов хозяйствования победила известная фирма "Евроопт", приглянувшаяся минчанам благодаря своей продуманной и весьма привлекательной торговой политике. Последним место под строительство торгового центра на участке Могилевское шоссе -- МКАД "застолбил" Белкоопсоюз.

Далее Мингорисполком решил конкурсы не проводить, а лишь ежемесячно отслеживать продвижение утвержденных проектов. Сегодня все они находятся на разных стадиях выполнения. К примеру, с Белкоосоюзом только заключен договор, а ИП Альтерсалюшенс уже приступило к строительству торгового центра.

Вторая волна

А что делать тем, кто поздно узнал о проведении конкурсов или по какой-то иной причине не смог конкурировать раньше?

У них также есть шанс. В Комитете экономики Мингорисполкома предупредили, что если появятся заявки, Минстройархитектуры их всесторонне оценит, а исполком даст (или не даст) согласие на проведение конкурса. Об этом уже стало известно некоторым желающим построить свой супермаркет. На минскую арену лебедем выплыла мировая торговая сеть IKEА. Главное ее требование -- участок должен быть не менее 20 га, к тому же в центре города. На днях ее представители побывали в Мингорисполкоме, где им дали возможность "проработать" 4 городские площадки. До сих пор в соревновании торговых гигантов IKEА практически не проигрывала, так что ее появление свидетельствует о том, что дело с супермаркетами пошло.

Возможно, к инвестиционному марафону подключатся и московские структуры. Власти Минска предложили Лужкову организовать строительство российского торгового и делового центров на выходе пр-та Скарины на МКАД. Москвичи пока идеей не зажглись. Однако предложение остается в силе, а соперничество -- вещь азартная: аппетит к инвестированию приходит при появлении на горизонте потенциальных прибылей и конкурентов. При любом раскладе Минск однозначно будет с инвесторами -- хоть с российскими, хоть с какими-либо еще. А хорошо бы со своими.

Итак, от появления торговых центров уровня супермаркета в Минске нас отделяют если не месяцы, то два-три года. Что означает их строительство для покупателей? Наступление хорошего времени для шоппинга. Граждане перестанут метаться в поисках более низких цен по рынкам (к чему вынуждает невысокий уровень доходов) и погонятся за торговыми скидками супермаркетов.

Уйдут в прошлое открытые рынки. Как показывает зарубежный опыт, реальная угроза появится для мелких магазинчиков и розничной сети. Но белорусская столица пока этого, вроде, не боится. Проверим на собственном опыте. Действительно, а вдруг торговые мегацентры и мини-магазинчики у нас будут мирно "пастись" -- как волк и ягненок в раю?