Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.87
Серебро:
2.01
Платина:
86.6
Палладий:
171.72
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Биологическое оружие нам не угрожает?

Законопроект "О безопасности в генно-инженерной деятельности", призванный усилить контроль в работе с трансгенными организмами, будет рассмотрен на весенней сессии Палаты представителей, которая откроется в апреле...
Законопроект "О безопасности в генно-инженерной деятельности", призванный усилить контроль в работе с трансгенными организмами, будет рассмотрен на весенней сессии Палаты представителей, которая откроется в апреле.

Заместитель председателя комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович, "курирующий" этот документ, считает, что в настоящее время в республике фактически отсутствует контроль в сфере работы с генно-инженерными биотехнологиями. Да, успешное развитие таких технологий и использование их продуктов позволяют повысить эффективность здравоохранения, пищевой и фармацевтической промышленности, урожайность и продуктивность в сельском хозяйстве. Однако бесконтрольные разработка и использование генетически модифицированных (гм) продуктов чревато негативными последствиями для здоровья человека и окружающей среды.

В Беларусь сегодня поступают модифицированные соя, кукуруза, содержащие их соусы, пасты, заменители сухого молока. А также изготовленные из гм-картофеля чипсы, крекеры, сухое пюре и т.д. Причем, как отмечают специалисты, информация о модификации исходного продукта на упаковке имеется далеко не всегда.

Проект закона четко определяет сферы применения биотехнологий, регулирует вопросы контроля генно-инженерной деятельности и направлен на защиту жизни и здоровья граждан, охрану окружающей среды.

В ходе подготовки документ претерпел существенные изменения. Вокруг каких норм шли споры? Депутаты долго не могли определиться с тем, какая организация будет выдавать разрешения на ввоз на территорию Беларуси генно-модифицированных материалов, их вывоз за пределы страны, высвобождение в окружающую среду.

Совет Министров считает, что разрешения должен выдавать государственный орган, подчиненный правительству, а проведение экспертизы следует поручить Национальной академии наук. Депутаты настроены согласиться с такой постановкой вопроса: поскольку, к примеру, за высвобождение генно-инженерных организмов в окружающую среду отвечает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, то оно должно и выдавать разрешения. А в случае возникновения спорных моментов экспертизу обеспечит Академия наук.

Еще одно новшество - создание экспертных советов при министерствах природных ресурсов, здравоохранения и сельского хозяйства и продовольствия. В случае возникновения разногласий эти советы в качестве экспертов будут привлекать специализирующиеся в конкретной области научные учреждения, организации, а также отдельных ученых и специалистов.

Согласно законопроекту все генетически измененные организмы разделены на четыре уровня риска. К первому относятся те из них, которые абсолютно безвредны и не могут оказать отрицательного влияния ни на людей, ни на окружающую среду. Вторая группа - условно-патогенные - также не представляет серьезной опасности. К третьему уровню риска относятся организации, которые могут вызывать инфекции, в том числе массовые, среди населения, но для них ученые уже разработали эффективные меры профилактики и лечения. А вот что касается четвертого уровня риска, то здесь надо серьезно задуматься.

О чем идет речь? Учеными могут быть созданы микроорганизмы, которые способны вызвать массовые заболевания среди населения, животных, растений, причем средств борьбы против таких инфекций не существует. Это практически биологическое оружие. На стадии подготовки законопроекта депутаты хотели вообще запретить ввоз в страну трансгенных организмов четвертой степени риска, в отношении которых до сих пор не созданы вакцины. Но затем поняли, что белорусские ученые должны иметь к ним доступ, работать с ними для противодействия новым вирусам и угрозам. Запрет на ввоз этих продуктов затормозит развитие отечественной науки, ведь во всем мире подобные исследования ведутся.

Другое дело, что поступление гм-организмов в Беларусь и перемещение их по территории страны необходимо взять под жесточайший контроль. Согласно законопроекту их ввоз - причем только для научных целей - разрешает Минздрав по согласованию с НАН. Ужесточаются требования и к транспортировке гм-организмов четвертого уровня риска через нашу территорию - они отнесены к особо опасным грузам.

Разрешение на ввоз гм-организмов первой степени риска будут выдавать Минсельхозпрод и Министерство природных ресурсов, второй, третьей и четвертой степени риска - только Минздрав. Ответственность и полномочия каждого министерства четко определены.

Планируется разрешить работать с трансгенными организмами только государственным предприятиям. Здесь не стоит усматривать ущемления интересов хозяйствующих субъектов иных форм собственности. Мы не можем отдать эту область деятельности на откуп частным структурам, особенно там, где речь идет о третьем и четвертом уровнях риска, по той же причине, по которой в руках государства остается, допустим, производство стрелкового оружия. Напомню, согласно Конституции государство сохраняет за собой право на деятельность в тех сферах, где речь идет о здоровье и безопасности людей.

Закон позволит гражданам и всем общественным организациям получать необходимую информацию о поступающих в Беларусь гм-продуктах.

Но сферу деятельности этого закона в ходе подготовки к рассмотрению на сессии мы ограничили, убрав из него отношения, связанные с использованием продовольственного сырья и пищевых продуктов, представляющих собой генетически измененные организмы или содержащие их. Они будут регулироваться другими законами.