$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

БЕЗОПАСНЫЙ ТУРИЗМ, ИЛИ СТРАСТИ ПО СТРАХОВКЕ

11.09.2012

Доступ на рынок туристических услуг Беларуси за последние два-три года был существенно упрощен, что подтолкнуло рождение большого количества новых турфирм. Но в недалеком будущем свободы у турбизнеса может стать меньше: обсуждается введение страхования туроператорской деятельности. Какими будут условия страхования и требования страховщиков? Тревогу по этому поводу сегодня испытывают многие компании, в том числе «старожилы» туристического рынка. Своими опасениями и размышлениями на актуальные темы в интервью «ЭГ» поделился директор ООО «САКУБ» Сергей БУКАС.

— Сергей Сергеевич, по вашим наблюдениям, как развивался туристический рынок после отмены лицензирования туристической деятельности с 2011 г.? Есть ли, на ваш взгляд, причины для защиты туристов при помощи страхования туроператоров, создания специализированных фондов или другими способами?

— До 2010 г. все турфирмы проходили обязательную государственную сертификацию, которую сменили на добровольную, а до 2011 г. туроператоры и турагенты получали лицензию в Министерстве спорта и туризма. Естественно, после устранения такого регулирования число турфирм росло с каждым днем в геометрической прогрессии. Выступить турагентом мог любой желающий. Как правило, небольшие фирмы не в состоянии выкупить места на чартерных рейсах, но могут позволить себе по более низкой стоимости реализовать тур, купленный у крупного оператора, который предоставляет туристическому агенту комиссию. Заработав менее 2%, агентство может составить конкуренцию другим компаниям в борьбе за клиентов.

Впрочем, «страховые нововведения» турагентов не коснутся. Но хотя считается, что белорусские туроператоры самостоятельно формируют продукт, в основном они работают через зарубежных операторов, в том числе российских, и зависят от них. То есть по большому счету практически все наши туристические организации являются агентами.

На мой взгляд, введение обязательного страхования в турсфере не является насущной потребностью нашего рынка, где форс-мажоров практически нет. А если они и будут, то следуя российским путем, мы можем столкнуться с теми проблемами, которые теперь решает РФ. После банкротства нескольких российских турфирм, с долгами которых не смогли рассчитаться страховые организации, россияне не только создают специальный фонд при объединении турфирм, но и увеличивают размер финансовой гарантии для туроператоров, который зависит от оборота компании. Причем некоторые турфирмы даже не могли найти страховщика, который бы согласился взять на себя страхование возросших сумм. Кроме того, российские страховые организации заговорили об увеличении тарифа с 0,3–0,9% финансового обеспечения до 1,5–3%. Получение банковской гарантии как альтернативы страхованию в России тоже не популярно. Таким образом, несмотря на значительные расходы, которые все больше возрастают, механизмы защиты потребителей туруслуг в России пока не работают.

Поэтому даже если белорусские туристы будут нуждаться в помощи или компенсации каких-то расходов, то не факт, что страхование действительно защитит путешественников. Никакие административные меры не в состоянии обеспечить защиту туриста от форс-мажора в виде стихийных бедствий, экономической, политической ситуаций... А гарантия качества предоставляемых услуг заключается прежде всего в добросовестности сотрудников фирмы, в успешном опыте работы, который позволил завоевать хорошую репутацию и постоянных клиентов. Увы, наличие страховки не сможет гарантировать порядочности организации.

— Что сегодня беспокоит белорусских туроператоров, для которых может быть введено страхование ответственности?

— Беспокоит слабая информированность, отсутствие широкого обсуждения и разъяснения предстоящих новшеств. Например, не понятно, что именно будет выступать страховым случаем: когда кроме банкротства турфирма будет иметь право на страховое возмещение? Причем туристическим компаниям было бы интересно поучаствовать в выработке правил страхования, по которым нам придется работать. Кроме того, не известно, какие компании будут заниматься страхованием — все или только государственные? Как будет формироваться страховой тариф? Заявленная цифра в 0,6% пока нигде не утверждена. Конечно, хотелось бы, чтобы была конкуренция и выбор страховщиков. В то же время если у компаний будет возможность регулировать тариф самостоятельно, а размер страховой суммы будет задаваться «сверху» и зависеть от оборота, есть вероятность повторения российской ситуации, когда страховые фирмы откажутся брать на себя большие обязательства или значительно увеличат тарифы. С другой стороны, страховой бизнес тоже не должен подвергаться неоправданному риску и работать в убыток.

Что касается размера страховой суммы, то пока определен только ее минимальный размер в 5 тыс. базовых величин. Максимальной границы нет… В то же время если взносы действительно будут совсем незначительными, такое страхование поможет решить лишь частные проблемы в каких-то единичных случаях. На сумму в 50 тыс. EUR можно только компенсировать стоимость путевки двум-трем десяткам туристов… Возможно, для нашего рынка большего и не потребуется, но о 100-процентных гарантиях безопасности туриста в случае банкротства оператора тогда говорить не приходится.

Ввиду всего этого я поддерживаю идею создания специального фонда при Республиканском союзе туристических организаций, который мог бы формироваться за счет минимальных отчислений от стоимости каждой турпутевки. Это создаст действительно весомый денежный резерв, который покроет все возможные расходы и в случае банкротств туристических компаний, и в случае стихийных бедствий и каких-то непредвиденных обстоятельств. При этом для путешественников подорожание путевки должно быть практически незаметным. Думаю, никто не будет против гарантий безопасности «на все случаи жизни» за 2–3 EUR. Пока спектр видов добровольного страхования (медицинская страховка, страховка от невыезда) не позволяет предусмотреть все возможные проблемы туриста.

Идею обязательного страхования ответственности туроператоров я в принципе допускаю, но не сегодня. Пока в нашей стране даже нет такого вида страховых услуг. И правила будут разрабатываться непосредственно под тот указ, проект которого сейчас подготовлен.

— Насколько объемен туристический рынок в нашей стране? Какие сложности препятствуют его развитию? Если сравнить сферу туруслуг в Беларуси с другими странами, в том числе с Россией, какие отличия бросаются в глаза?

— Отличия с другими странами очевидны: емкость рынка в нашей стране очень мала, нет белорусских компаний с крупным капиталом, в основном все предложения являются турпродуктом зарубежных операторов. В то же время на рынке представлены самые разнообразные направления, есть предложения на любой вкус и кошелек. Только вот спрос на дорогой отдых, индивидуальные туры и экзотику у нас гораздо меньше, чем у соседей, где и состоятельных туристов больше, и возможности у компаний выше — в том числе по организации экономного отдыха. Так, в России, Украине, Прибалтике высока конкуренция на рынке перевозчиков, работают бюджетные авиаперевозчики. Поэтому уже много лет подряд наши туристы вылетают из Москвы, Киева и Вильнюса: обычно это обходится дешевле, чем вылет из Минска.

Конечно, есть путешественники, которые готовы доплатить за удобства. Но иногда мы вынуждены и им предлагать вылет из соседних государств, так как нет прямого перелета из Минска. Отчасти эту проблему мы закрываем путем пересадок в аэропортах Франкфурта, Москвы, Киева, но это не всегда удобно нашим клиентам.

Что касается развития рынка, то в последнее время есть тенденция к консолидации национальных туристических организаций, что, по моему мнению, может помочь компаниям в отстаивании собственных интересов на различных уровнях и будет способствовать движению вперед.

— Как успешно фирма выстраивает отношения с зарубежными контрагентами? Легко ли было с ними сотрудничать в период валютного кризиса или значительных проблем у компании в прошлом году не было?

— Компании «САКУБ» уже почти 20 лет, и отношения с зарубежными партнерами за это время установились хорошие и прочные. Своих контрагентов мы не меняем годами, и никаких нареканий на совместную работу ни у одной из сторон нет. По Испании, а также по многим индивидуальным турам (в Китай, Японию, Южную Корею, Австралию, Новую Зеландию) мы являемся операторами и заключаем прямые контракты с принимающей стороной. Кстати, под бронь отеля через booking.com ни одно посольство не откроет туристу визу. Другое дело — гарантия зарубежного туроператора, который отвечает за туриста в своей стране. Например, в Испании у нас есть постоянный партнер «VIAJES ARTURO», который за свой счет отплатил незапланированное пребывание наших туристов в отеле и авиабилеты, когда два года назад произошло извержение вулкана в Исландии и самолеты не приземлялись на острове Тенерифе. Отсутствие посредника между отправляющей и принимающей стороной позволяет подобрать индивидуальный отдых с учетом всех пожеланий клиента: например, заказать номер с видом из окна на небоскреб Тайбэй 101 в Тайване…

В период кризиса нам удалось выполнить все свои обязательства перед партнерами по запланированным местам. Однако наша компания почувствовала небольшой отток клиентов: около 25–30%. Но особых трудностей не было, поскольку у нас уже давно есть лицензия Нацбанка на прием у населения средств в валюте. В то же время если в прошлом году многие граждане отказали себе в отдыхе (в том числе чтобы купить автомобиль), то в этом году поток туристов намного выше, чем до кризиса. И это несмотря на рост цен: так, стоимость авиабилета поднялась в среднем на 30–40 EUR из-за подорожания топлива.

— Какие туры наиболее популярны у путешественников в осенне-зимний период? Есть ли у ООО «САКУБ» интересные предложения для тех, кто не любит массовые направления? Востребован ли отдых по индивидуальным программам?

— Одно из наших любимых и активных направлений — Испания. Мы «разработали» весь Пиренейский полуостров, включая Португалию. Уже можно приобрести путевки на Балеарские и Канарские острова на зимний период стоимостью от 715 EUR с вылетом из Вильнюса. Началась продажа зимних туров на горнолыжные курорты Андорры с прямым перелетом Минск – Барселона... Кстати, можно прогнозировать рост интереса к испанскому направлению в связи с предстоящим в декабре открытием прямого рейса Минск – Барселона компании «Белавиа», без которого было сложно формировать комбинированные туры (на Майорку, Тенерифе, Гран-Канарию, Фуэртевентура, Ибицу). До сих пор у нас были только чартеры по субботам в летний период, и этого, естественно, не хватало. Кроме того, Белавиа обещает, что со следующего года будет летать и в Ниццу, что позволяет предсказать рост интереса к отдыху на Лазурном Берегу.

Популярны у нас групповые экскурсии по Израилю по программам «Каскад», которые предполагают групповые цены для индивидуальных туристов. Причем даже если группа полностью не набирается, тур не отменяется и стоимость остается прежней. Конечно, пользуются спросом и экзотические страны. Их можно комбинировать самым различным образом: Куба и Доминикана, Китай и Гонконг, Вьетнам и Камбоджа, Новая Зеландия и Австралия… У нас много привлекательных и даже неожиданных вариантов комбинированного отдыха. Что касается отдельно взятого Вьетнама, где пляжный отдых можно совместить с отличной экскурсионной программой, то он сейчас интересен туристам как относительно новое и нерастиражированное направление.

В осенне-зимний сезон люди обычно вспоминают про экскурсии по Европе. Мы предлагаем не только традиционные автобусные туры. Для состоятельных людей, например, будет интересен изысканный способ путешествия по Британии на роскошных поездах BritishPullman, VeniceSimplon и RoyalScotsman.

Уже три года в зимний период мы формируем индивидуальные туры через Бразилию и Аргентину в Антарктиду на экспедиционных судах. Ежегодно несколько семейных пар отправляются в такое путешествие в поисках открытий.

Наша компания старается ориентироваться на VIP-клиентов, то есть работать по индивидуальным программам. Формирование сложных туров наиболее интересно нашим менеджерам, которые имеют огромный опыт работы. Например, уже много лет мы делаем интересные предложения по Французской Полинезии. Каждый из ее островов имеет свои особенности, неповторимую атмосферу, прекрасные пляжи и богатейший подводный мир. У нас есть хороший комбинированный тур: Бора-Бора — 10 ночей, остров Таити — 1 ночь и затем Токио (Япония) на 2–3 дня, где можно найти отель на любой кошелек. Туристы получают массу впечатлений от совмещения отдыха на островах с интересной экскурсией по Токио. Хотя сама идея такого путешествия возникла у нас вынужденно: пока нет прямых перелетов в Папеэте (Таити) из Москвы. Попасть туда можно и через Лос-Анджелес, но в связи с тем, что транзитные визы в США открыть очень сложно, мы выбрали более удобный путь доставки — через Токио. Причем многие туристы с большим интересом посещают в Японии не только столицу, но и город Киото или священную гору Фудзияма. Стоимость такого комбинированного тура — около 10 тыс. EUR на двоих (с авиабилетами и посещением Токио). Несмотря на такую цену, интерес к Французской Полинезии в последние годы растет. Может быть, благодаря популярному фильму «Шесть дней, семь ночей» (1998 г.), где играет Харрисон Форд…

ООО «САКУБ»

220100, г. Минск, ул. Кульман, 18.

Тел.: +375-17-202-10-20

Факс: +375-17-202-10-39

Velcom: +375-29-376-76-76

MTS: +375-29-576-76-76

www.sakub.com

УНП 100173099