Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
17.05.2002 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бездомные иностранцы

Каждому человеку, где бы он ни находился, с момента его рождения и до последнего часа жизни присуща гражданская правоспособность. Она не дает ему каких-либо благ, обременяя лишь обязанностями. То есть независимо от своих намерений гражданин должен со...

Каждому человеку, где бы он ни находился, с момента его рождения и до последнего часа жизни присуща гражданская правоспособность. Она не дает ему каких-либо благ, обременяя лишь обязанностями. То есть независимо от своих намерений гражданин должен совершать какие-то действия или, наоборот, воздерживаться от них.

Но принадлежащие ему "от рождения" права -- фикция. Скажем, можно сколько угодно упиваться в мечтах свободой выбора места жительства. Однако воплотить желаемое в действительное не так-то просто.

Чтобы выйти из режима ожидания реализации своих прав, требуется проявить активность. Как правило, в полной мере на это способны достигшие восемнадцатилетия граждане. Они могут приобретать и осуществлять любые права, не противоречащие законодательству, создавать для себя обязанности и исполнять их.

Таково понятие гражданской дееспособности. Но и она даже в комплексе с правоспособностью никому не дает реальных субъективных прав, если на это нет конкретного основания -- юридического факта. Он создается инициативными действиями гражданина либо возникает без его непосредственного участия. Например, вступление в совершеннолетие влечет возникновение права участия в выборах. Причем отдельным избирателям урну для голосования доставляют на дом. Другие же вынуждены будут обратиться в суд, если не обнаружат себя в избирательных списках.

Наивысшая активность даже при обычно нормальных условиях требуется в сфере имущественных правоотношений. Так, потенциально каждый может стать собственником жилого помещения. Для этого нужно приобрести его каким-либо способом, в т.ч. по договору купли-продажи (это и есть юридический факт). Но иногда, оказывается, мало проявить желание. Белорусское законодательство позволяет толковать себя расширительно, причем не всегда в интересах личности. А воспользоваться этой возможностью готовы многие.

К примеру, договоры продажи жилых помещений должны заключаться в простой письменной форме и подлежать государственной регистрации (п. 2 ст. 529 ГК). Однако контрагенты предпочитают облекать их в нотариальную форму, чем нередко осложняют себе жизнь. В частности, желающих приобрести жилье в Беларуси иностранцев-нерезидентов наверняка удивит требование нотариуса о предоставлении вида на жительство. Предполагается, следовательно, что они должны получить разрешение на постоянное проживание в стране. Если это не входит в их планы, им остается довольствоваться наймом жилых помещений. Не менее алогичным является требование о необходимости доказательства иностранцами наличия у них источников к существованию. Мало того, что они в состоянии купить жилье (при условии легального въезда в страну, что подтверждается визой), так еще должны обладать для этого каким-то имущественным цензом. Разумеется, возникает вопрос об обеспечении оплаты ими коммунальных услуг, так как они подолгу могут оставаться за границей. Однако решить его можно не только путем запретов.

Ситуация воспрепятствования указанным сделкам не станет от этого менее нелепой, в связи с тем что возможно по суду обжаловать отказ в совершении нотариального действия или вообще обойтись без него. Согласно п. 2 ст. 1104 ГК, а также ст. 3 Закона "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" эти лица пользуются правоспособностью наравне с белорусскими гражданами. Иное могло быть определено только Конституцией, законами и международными договорами в строго определенных целях: для защиты прав и основных свобод граждан РБ, обеспечения госбезопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения. То есть решения местных исполнительно-распорядительных органов, пытающихся по-своему отрегулировать эти вопросы, заведомо вступают в прямое противоречие с законом.

Таким образом, правомочия названных субъектов достаточны для покупки недвижимости. Отсутствуют законодательные препятствия для этого и со стороны объекта гражданских прав: оборотоспособность квартир не предполагает, что будущие их приобретатели обязаны вести оседлый образ жизни в месте их нахождения.

Любопытно, что на белорусской территории почти свободно создаются организации с участием иностранцев. Впоследствии они могут реинвестировать ввезенный капитал. Но вложить деньги в недвижимость, которую не сдвинешь с ее суверенного места, весьма проблематично. Наверное, в стране и без того переизбыток как состоятельных собственников, так и твердой валюты.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений