$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

БЕЗ ВАРИАНТОВ

30.03.2007

Альтернативы законопроекту «О профессиональном пенсионном страховании», который рассматривается сейчас в парламенте в первом чтении, по мнению депутатов, нет. Проект обсуждался на выездном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов на ОАО «Гродно Азот» под председательством главы комиссии Сергея Каменецкого

«Принять законопроект в авторской редакции!» — озвучил единую позицию депутатского корпуса С.Каменецкий. «Я думаю, что он будет принят в двух чтениях», — сказал глава комиссии. Второе чтение состоится на осенней сессии.

На «круглом столе», прошедшем в рамках заседания, приняли участие разработчики проекта — представители Министерства труда и социальной защиты, Администрации Президента и Федерации профсоюзов Беларуси, а также работники «Гродно Азот».

Сегодня, когда наша страна, как и вся Европа, столкнулась с глобальным старением населения, в Беларуси серьезно озаботились тем, как содержать все растущее число пенсионеров. «Наша солидарная пенсионная система нуждается в адаптации к современным экономическим условиям», — сообщила участникам заседания замминистра труда и социальной защиты Марианна Щеткина. Она обратила внимание собравшихся на то, что досрочные пенсии появились в 30-х гг. прошлого века как необходимая мера — привлечь кадры на рабочие места с тяжелыми условиями труда с низкой заработной платой и таким образом поднять промышленность. С тех пор многое изменилось: производства модернизировались, усугубилась демографическая проблема.

По словам специалистов Минтруда, у нас «чудовищный» показатель численности пенсионеров. Ежегодно на пенсионное обеспечение мы расходуем 11% ВВП. Различные виды пенсий получает 2,4 млн. человек (26% населения). Из них число лиц старше 65 лет (те, кто действительно утратил трудоспособность) превышает 14%. При этом 6 млрд. Br в месяц (это 4% расходов пенсионной системы) приходится выделять из общей копилки на выплату профессиональных пенсий в принципе трудоспособным членам общества. Судя по сегодняшней демографической ситуации, расходы на эти пенсии будут расти в геометрической прогрессии, обрисовала ближайшие перспективы один из разработчиков законопроекта, начальник отдела развития пенсионной системы Минтруда Татьяна Погонышева.

«ЭГ» неоднократно обсуждала проект закона «О профессиональном пенсионном страховании» на своих страницах (см. № 12 за 13.03.2007, № 93 за 1.12.2006). Напомним, он содержит два принципиальных момента: досрочные профессиональные пенсии выводятся из общей пенсионной системы и их финансирование перекладывается на плечи нанимателей. Кроме того, законопроект запрещает совмещать период накопления профессиональных пенсий с периодом их расходования, как это было до сих пор (п. 3 ст. 17). Трудоспособных граждан в пенсионной системе быть не должно — к такому выводу пришли разработчики предложений по реформированию пенсионной системы. «Ну нельзя человеку, который сегодня работает, забирать деньги у тех, кто действительно в них нуждается», — сказала по этому поводу замминистра.

В то же время в Минтруда прекрасно понимают, что некоторые нормы проекта неизбежно вызовут негативную реакцию общественности. Так, ФПБ настаивает на ликвидации нормы, запрещающей работать на вредной работе и одновременно получать льготную пенсию. Как заметила заместитель начальника управления гражданского и социального права главного государственно-правового управления Администрации Президента Оксана Федоренко, эта норма ключевая. Без нее теряет смысл все профессиональное пенсионное страхование, предлагаемое правительством. «То есть мы опять станем перед лицом тех проблем, которые сейчас обнажились у Фонда соцзащиты. Если мы сегодня не сделаем этот серьезный шаг, в будущем не сможем получать достойную пенсию, она так и останется на сегодняшнем уровне», — сказала она. Чтобы как-то смягчить ситуацию, специалисты Минтруда предложили нанимателям подумать над увеличением зарплаты таким работникам, изменить коллективные договора, ввести надбавки, премии…

Самым кардинальным способом изменить ситуацию было бы увеличение общего пенсионного возраста, что, по словам М.Щеткиной, нам сегодня делать нельзя. Как, впрочем, и корректировать списки «вредных» профессий или же отменять профессиональные пенсии по примеру других государств. Литва, Латвия и Казахстан, например, вообще отказались от досрочных пенсий по условиям труда. Кыргызстан, Таджикистан и Азербайджан сократили перечень профессий по списку № 1. Молдова избавилась от списка № 2.

Как ни призывали чиновники с пониманием отнестись к предлагаемым правительством реформам, работники «Гродно Азот» и профсоюзы так и не смогли это сделать. «Что будет после 1 января 2008 года (когда закон вступит в силу) с 59 тыс. человек, которые сегодня получают льготную пенсию и продолжают работать? Не окажутся ли они на улице? — поставил вопрос ребром начальник главного правового управления аппарата Совета ФПБ Валерий Булгаков, предложив сделать какой-то переходный период: — Ну не развалится, в конце концов, экономика».

Пламенные речи о недопустимости принятия закона в таком виде произнесли работники гродненского предприятия, где в особых условиях работают 3 тыс. 246 человек, 807 из которых получают льготные пенсии. Предложили депутатам попытаться просчитать его последствия. Допустим, уйдут с вредных мест все эти специалисты. Где найти им замену? В городе их готовит только один техникум, который полностью не покрывает потребности предприятия. «Если сегодня 200 рабочих мест разом освободить, мы будем вынуждены остановить производство», — предупредили на «Азоте». Да и кто после этого пойдет в «химики»? Не будет востребована профессия, говорят там. Кроме того, найдется ли в Гродно такое количество свободных рабочих мест? Там и без того насчитывается более 2 тыс. безработных…

Инесса ГЕРМАНЧУК