$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

«Без шума и пыли»

07.09.2007

Российские правительственные эксперты считают, что производителей РФ дискриминируют на белорусском рынке при проведении процедур государственных закупок. «Мы проанализировали и пришли к выводу, что большинство из них проводятся без какого-либо конкурса и негласно», — сказал «ЭГ» источник, близкий к правительству РФ. По его словам, Россия может принять адекватные меры.

Равных условий в системе белорусских госзакупок Россия добивается давно. Определенные подвижки в этом вопросе произошли после того, как в марте 2007 г. было подписано Соглашение между правительствами России и Беларуси о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества. Белорусская сторона закрепила норму о предоставлении равного взаимного доступа к участию в тендерных торгах иностранных поставщиков и товаров иностранного происхождения (постановление Совмина от 11.04.2007 № 467). В июне т.г. МИД Беларуси своим письмом № 17-01/12888 «О применении международных договоров при осуществлении государственных закупок» довело до сведения органов госуправления и исполкомов, что при проведении госзакупок на территории РБ субъектам хозяйствования России и их товарам «должны на взаимной основе предоставляться условия аналогичные тем, которые предоставляются белорусским субъектам хозяйствования и их товарам».

В результате законодательно российские производители получили возможность участвовать в закупках при ориентировочной стоимости контракта до 8 тыс. базовых величин. Однако на практике быть этого просто не может, поскольку белорусское законодательство не предусматривает конкурсные и публичные закупки, если стоимость контракта меньше 8 тыс. базовых величин.

Российские эксперты отмечают, что в Беларуси с декабря 2006 г. фактически введена в действие схема проведения госзакупок, поощряющая использование процедур оформления конкурентного листа и закупок из одного источника, информация о которых нигде не публикуется, что снижает возможности потенциальных участников из других стран. Количество таких процедур из общего количества закупок в первом квартале составило 96,6%. Их победителями, как правило, были резиденты Беларуси (99,5%). Представителям России удалось принять участие лишь в 59 белорусских процедурах госзакупок (0,3% от общего количества).

Добиться успеха в белорусской системе госзакупок иностранные производители смогли только на открытых конкурсах, да и то, когда белорусские товары были либо не представлены, либо менее конкурентоспособны (от общей стоимости заключенных сделок на товары белорусского происхождения пришлось только 36,3%). Однако открытые конкурсы не имеют в Беларуси широкого применения. Из общего количества закупок в I квартале 2007 г. на них пришелся лишь 1%.

В тех случаях, когда закупки за счет средств республиканского и местных бюджетов все же проводятся на тендерной основе, имеют место нарушения, считает российская сторона. Например, в ходе конкурса в апреле 2007 г. по закупке 1300 зерноуборочных комбайнов предложение ООО «Ростсельмаш» было более выгодным: стоимость техники оказалась на 24% ниже аналогичной продукции «Гомсельмаша». Однако в итоге победителями тендера были признаны белорусские производители РУП «Гомсельмаш» и ОАО «Лидагропроммаш». Закупать же российскую сельхозтехнику за счет бюджетных средств белорусская сторона отказывается, хотя подобное ограничение уже отменено, отмечают российские эксперты. Вместо этого тендерная комиссия рекомендовала Минскому облсельхозпроду купить российские комбайны за счет… кредитов российских банков.

Льготный порядок приобретения сельхозтехники, как следует из Указа от 11.04.2007 № 178, распространяется как на отечественную, так и иностранную технику без привязки (как это было раньше) к конкретной модели. Однако по некоторым позициям (зерноуборочные комбайны, машины и оборудование зерноочистительно-сушильного хозяйства, машины и оборудование для животноводческих ферм и некоторые спецмашины) перечень техники определяется особо и негласно, поэтому, возможно, в него входят только товары, производимые в Беларуси, полагают российские эксперты.

Так или иначе, но иностранной технике, в т.ч. российской, аналоги которой производятся в Беларуси, сложно пройти через процедуру закупки на конкурсной основе, поскольку белорусским производителям сельхозтехники выделяются госдотации. Поэтому даже применение к российской технике понижающей преференциальной поправки в размере 15% не сможет обеспечить ей победу на белорусских тендерных торгах, утверждают эксперты.

Остался без изменений и механизм закупок товаров на конкурсной основе по согласованию с Комиссией по повышению конкурентоспособности экономики, решения которой являются обязательными для исполнения конкурсными комиссиями. При наличии в Беларуси производства аналогичных товаров Комиссия, как правило, рекомендует ограничить торги участием в них отечественных товаропроизводителей или лиц, предлагающих товары белорусского происхождения. Перечень товаров, требующих с ней согласования, был утвержден в декабре 2003 г. (постановление Совмина № 1629) и ежегодно пополняется. Сейчас он включает в общей сложности 308 наименований товаров.

Аналогично поступают и другие республиканские комиссии. К примеру, на июньском заседании Республиканской комиссии по проведению конкурсов по госзакупкам товаров для нужд сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности рассматривалось письмо Миноблисполкома о необходимости дополнительно поставить 200 единиц зерноуборочных комбайнов Дон-1500Б завода «Ростсельмаш». Однако такое решение Комиссия посчитала нецелесообразным, поскольку произвести необходимое количество зерноуборочных комбайнов способен ПО «Гомсельмаш».

Если ситуация с госзакупками для российских товаров не улучшится, Россия может принять адекватные меры на имеющие место факты дискриминации своих производителей, пояснил «ЭГ» источник. Однако с белорусами хотят договориться все же по-хорошему. В частности, продолжить переговоры по спорным вопросам в рамках Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства.

Дмитрий ЕРМАК