$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Цены

Без шансов на подорожание

19.12.2008

     Продовольствие в Беларуси в ближайшее время в целом не будет дорожать. Равным счетом, как и дешеветь. В то же время ценовые колебания на этом рынке в ту и другую сторону не исключаются. Таковы выводы «ЭГ» по результатам опроса представителей органов госуправления, отвечающих за продовольственную безопасность, и субъектов хозяйствования, производящих продукты питания.

    С приближением Рождества и Нового года во всем мире традиционно растет посещаемость продмагов. Не является исключением и Беларусь. По словам работников торговли, в нынешнем декабре поставки продуктов питания по сравнению с предыдущими годами увеличились. Что же касается цен, то Минторгом, как сообщил «ЭГ» первый заместитель главы этого ведомства Михаил Свентицкий, «фактов их необоснованного повышения замечено не было».

    ВПРОЧЕМ, в действительности с 1 декабря ценники на некоторые продукты все же обновились. Например, хлеб и хлебобулочные изделия подорожали на 2%, молоко, кефир, сметана, творог — на 2,5%. Но, как удалось выяснить в органах госуправления, это «обоснованное подорожание», произведенное в полном соответствии с действующей нормативной базой. Оно обусловлено «удорожанием стоимости сырья, ростом цен на используемые энергоресурсы, а также связано с убыточностью и низкой рентабельностью, необходимостью возмещения затрат на выпуск социально значимых продуктов питания». Между тем потребителями замечены случаи повышения цен в декабре и на продукты, не входящие в группу социально значимых, например, на мясные деликатесы, в частности, в фирменных магазинах…

    Такое удорожание, пусть и незначительное, обращает на себя внимание тем, что диаметрально расходится с тенденциями, складывающимся на мировом продовольственном рынке под воздействием финансового кризиса. «Теорию» понижения цен в условиях кризиса разделяют и в министерских кабинетах. «Роста цен ну никак не может быть, — уверен М.Свентицкий. — Наоборот, производители должны идти на снижение цен, чтобы эту продукцию реализовать». Этому должны способствовать постановления Совмина №№ 1934 и 1903, позволяющие нашим производителям работать по тем ценам, которые определяет конъюнктура рынка, даже если они ниже себестоимости. В этом же ракурсе можно воспринимать и заявления руководства Минсельхозпрода о том, что они не будут повышать цены на мясную и молочную продукцию.

    НАДО СКАЗАТЬ, что в секторе мясомолочных продуктов 2008 год существенно изменил цены на внутреннем рынке. В нынешнем году, согласно официальной информации, закупочные цены на крупный рогатый скот и свиней повышались 4 раза: в феврале, в июне, июле и сентябре. В Минсельхозпроде этот рост считают объективным и связывают его с необходимостью возмещения затрат на производство в животноводческом секторе, компенсации роста цен на материальные ресурсы и выравнивания цен на аналогичную продукцию в соседних странах, прежде всего в России. Такой же позиции придерживаются и в Минэкономики. «Невыгоднее всего сегодня производство КРС, — пояснил заместитель министра Владимир Адашкевич. — Поэтому мы вынуждены были, чтобы сократить убыточность производства крупного рогатого скота для сельских тружеников (а убыток составлял на начало года минус 35%), пойти на увеличение закупочных цен на КРС с начала года на 39%». По его словам, на 25,5% были повышены также закупочные цены в производственном секторе на молоко и на 21% — свиней. «С учетом этих изменений цен сельхозпроизводителей нам удалось достичь безубыточного производства молока и свиней, а вот производство КРС все равно убыточно — минус 10%», — сообщил В.Адашкевич.

    Повышались, хотя и не так часто, предельные отпускные цены на животноводческую продукцию (говядину и свинину) в перерабатывающем секторе: в октябре — на 5%, в ноябре — на 4%. Однако компенсировать переработчикам удорожание сырья с помощью указанных мер, как отмечают в Минсельхозпроде, так и не удалось.

    КАКУЮ ПОЛИТИКУ в сфере ценообразования следует ждать от этого ведомства с углублением мирового кризиса? Как сообщила «ЭГ» первый заместитель министра Надежда Котковец, никаких новых мер по регулированию цен на внутреннем продовольственном рынке Минсельхозпрод не планирует. «Ценовая политика сегодня определяется рынком», — подчеркнула она.

    Между тем рыночные условия для отечественных производителей продуктов питания — понятие довольно условное. Ведь многие из них выпускают ту самую социально значимую продукцию, цены на которую регулирует государство. Например, в минском ГП «Городской молочный завод № 1» ее доля, как сообщил «ЭГ» директор Эдуард Чернявский, составляет 84%. Это предприятие в текущем году по инициативе государства «поглотило» нерентабельный столичный гормолзавод № 3, поэтому стремится быстрее преодолеть организационные издержки и выйти, как поставлена задача, на «безубыточную» работу. Правда, выполнить эту установку быстро ему вряд ли удастся.

    «Молоко, сметана, творог, кефир в настоящее время не являются прибыльными даже при сегодняшних ценах», — отметил Э.Чернявский. Естественно, чтобы улучшить финансовое состояние, предприятию нужно снижать себестоимость продукции. Казалось бы, сегодняшняя ситуация на мировых рынках должна помочь ему в этом. В администрации ГМЗ № 1 положительно восприняли, например, известие о снижении цен на топливо, вызванное падением мировых цен на нефть. Ведь в себестоимости продукции предприятия высока «транспортная» составляющая. «Но пока что транспортные организации не снижают цены на транспортные услуги, хотя у них процентов 30 затрат составляет топливо, — сообщил директор. — Потому что у них свои проблемы. Пошло падение объемов производства, которое транспортники пытаются компенсировать».

    Еще совсем недавно у руководства ГМЗ № 1 был ресурс, за счет которого они компенсировали убыточность производства социально значимой продукции. Это экспорт в Россию. В год данный ресурс приносил солидную выручку — 17-18 млн.USD. «Увы, в настоящее время катастрофически падают цены на экспорт», — посетовал Э.Чернявский.

    Ухудшается ситуация с реализацией продукции на внешних рынках и для другого столичного предприятия — ОАО «Гормолзавод № 2». До сих пор оно продавало в Россию 33% производимой под торговой маркой «Малочны гасцінец» продукции. Несмотря на то, что ГМЗ № 2 имеет там свою сбытовую сеть, прежние цены на белорусскую продукцию становятся тормозом для ее быстрой реализации. Как сообщил «ЭГ» заместитель директора предприятия Виктор Мещанинов, из Москвы идут сигналы о трудностях сбыта, в частности, сыров, в связи с тем, что «из стран дальнего зарубежья в российскую столицу поступает аналогичная, но более дешевая продукция». «Россиянам, конечно, продолжает нравиться «Малочны гасцінец», однако они, как и в других странах, все же считают деньги в кошельке и потому обращают внимание на стоимость продукта», — резюмировал В.Мещанинов.

    ВПРОЧЕМ, главное, чего опасаются отечественные производители продуктов питания, так это падения внутреннего спроса. И в ГМЗ № 1, и в ГМЗ № 2 считают, что избежать его вряд ли удастся. Косвенные признаки этого явления в белорусской столице поставщики продовольствия чувствуют уже сегодня. В частности, они отмечают «снижение интереса» со стороны торговых предприятий Минска.

    Тем временем, в регионах падение покупательского спроса уже становится реальностью. Например, его замечают в ОАО «Калинковичский мясокомбинат». «Снизился спрос на мясную продукцию, — рассказала «ЭГ» начальник отдела маркетинга этого предприятия Ольга Юдина. — Люди сегодня, по моим наблюдениям, все чаще покупают 2, 4 сосиски. А еще летом они брали по полкилограмма, килограмму. Население начинает переходить на потребление более дешевых молочных продуктов».

    По словам О.Юдиной, это сказывается на объемах реализации калинковичским предприятием своей продукции. Конечно, изменить неблагоприятную тенденцию можно было бы путем ее удешевления. Однако при этом мясокомбинат, естественно, ухудшит свои экономические показатели, которые и сегодня не блещут. В октябре рентабельность производства здесь составила 6,2%. «Это очень мало, — посетовала начальник отдела маркетинга. — Хотя мы выпускаем 300 наименований мясных изделий. И все они очень вкусные».

Михал СТЕЛЬМАК