$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Без права подписи

16.01.2009

В канун нового года МНС постановлением от 22.12.2008 № 110 утвердило формы налоговых деклараций по налогам на прибыль, на недвижимость, на приобретение автотранспортных средств, за землю, единому налогу для производителей сельхозпродукции, а постановлением от 23.12.2008 № 112 — форму декларации по сбору в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Эти нормативные акты зарегистрированы в НРПА в начале января.

В отличие от всех форм налоговой отчетности за предыдущие годы, в нынешних декларациях есть одна интересная особенность — отсутствие подписи главного бухгалтера. Все налоговые декларации должны поступать в инспекции МНС за подписью руководителя организации или уполномоченного им лица.

Полагаю, это не случайная ошибка разработчиков. Дело в том, что согласно п.1 ст.24 Общей части Налогового кодекса (НК) плательщик может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через своего законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено кодексом. К первым п.1 ст.25 НК относит лиц, уполномоченных представлять ее на основании актов законодательства или учредительных документов организации. Таким лицом согласно ст.53 Закона от 10.01.2006 № 100-3 «О хозяйственных обществах» является единоличный исполнительный орган хозобщества, который в пределах своей компетенции без доверенности действует от имени этого общества, в т.ч. представляет его интересы. Иными словами это руководитель организации (или коллегиального исполнительного органа) — директор или генеральный директор. Его полномочия определены законодательством (ГК и Законом № 100-3), а также учредительными документами.

Уполномоченным же представителем плательщика п.1 ст.27 НК считает физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством. При этом п.2 ст.27 оговаривает, что такое лицо осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном актами законодательства. Получается, что главный бухгалтер вправе представлять свою организацию в инспекции МНС и подписывать налоговые декларации только в том случае, если такие полномочия предусмотрены в учредительных документах (что встречается крайне редко) или при наличии доверенности на осуществление данных действий (о чем до сих пор никто, включая налоговые органы, не беспокоился). Если ни одно из этих условий не выполнено, бухгалтер не может считаться ни уполномоченным, ни законным представителем своей организации. Ведь ни один акт законодательства (в т.ч. Закон «О бухгалтерском учете и отчетности») не только не наделяет учетного работника правом представлять интересы организации в налоговых отношениях, но и не обязывает осуществлять исчисление налогов и ведение налогового учета. Эта функция существует лишь в трудовом контракте главбуха (который доверенность не заменяет) и его должностных обязанностях согласно Единому квалификационному справочнику должностей служащих, который, хоть и является актом законодательства, полномочия этого работника не устанавливает. Но в течение 6 лет с момента вступления в силу Общей части НК это никого не беспокоило.

Кстати, и ответственность за организацию, состояние и достоверность учета и отчетности в хозобществе, своевременное представление бухгалтерской, статистической и иной (т. е., видимо, налоговой) отчетности в соответствующие инстанции несут согласно ст.62 Закона № 100-3 хозяйственное общество и его исполнительные органы в соответствии с законодательством и учредительными документами. Бухгалтер, таким органом отнюдь не являющийся, здесь снова забыт — что, впрочем, не мешает привлекать их к административной ответственности.

Итак, получается, что для представления организации в налоговых органах, а в 2009 г. — и для подписания налоговых деклараций главбуху требуется доверенность, выданная в порядке, определенном ст.186 ГК, за подписью руководителя и скрепленная печатью. Между тем, ст.66 НК в редакции Закона от 13.11.2008 № 449-3 предписывает при постановке на учет представлять в налоговый орган оригиналы и копии документов, подтверждающих полномочия лица, осуществляющего руководство бухучетом юридического лица (приказ о назначении на должность, выписка из трудового договора (контракта) о сроке договора, договор об оказании услуг). Но доверенность, наличие которой предусматривается в ст.27 НК, здесь почему-то не упомянута. Снова забыли?

Леонид ФРИДКИН