Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Без перемен

Совершенствуется бухучет...
Совершенствуется бухучет

Правительство подготовило и внесло на рассмотрение парламента изменения и дополнения в Закон "О бухгалтерском учете и отчетности". Как сообщил на заседании комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации заместитель министра финансов Иван Шунько, действующая система бухучета и отчетности концептуально меняться не будет. Ее планируют лишь упростить.

В сопроводительной записке к документу отмечается, что предлагаемые поправки помогут привести нормы данного Закона в соответствие с другими актами законодательства. Разработчики также учитывали необходимость дальнейшего реформирования национальной системы бухучета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Тем более что такое поручение было дано Президентом еще на республиканском совещании 14-15 ноября 1997 г. в Могилеве. В связи с этим в Закон предлагается внести ряд дополнений и изменений. Перечислим основные из них.

Если действие Закона должно в полном объеме распространяться на юридических лиц, зарегистрированных на территории РБ, филиалы и представительства, в т. ч. представительства иностранных организаций, то в отношении отдельных субъектов хозяйствования допускаются особые правила ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Такие особенности могут устанавливаться законодательством для хозяйственных групп, участников договора простого товарищества, госорганов, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, садоводческих товариществ, различных кооперативов, коллективов индивидуальных застройщиков, профсоюзных и иных общественных организаций, товариществ собственников и обществ взаимного кредитования. Некоторым из них, возможно, будет дано право вести учет по упрощенной системе, которая позволит использовать упрощенную систему документооборота, вести только учет доходов и расходов без отражения в системе двойной записи и составления бухгалтерской отчетности. Это позволит таким субъектам не нанимать для ведения бухучета специалиста-бухгалтера.

В настоящее время бухучет для крестьянских (фермерских) хозяйств регулируется лишь давно устаревшими указаниями Минфина № 24 и Минсельхозпрода №03-6-1-1/225 от 19.08.1993 г. В правительстве на рассмотрении находится проект постановления, который предусматривает простую систему учета хозяйственных операций также в садоводческих (дачных) товариществах.

В новой редакции изложена статья 1 Закона. Терминология, содержавшаяся в старой редакции, существенно изменилась. Так, понятие "имущество" заменяется на "активы", под которыми понимается "имущество, имущественные права, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, учитываемые организацией в результате хозяйственных операций". По мнению разработчиков законопроекта, это позволяет заменить применяемый сейчас юридический термин на экономическое определение действий, отражаемых (учитываемых) на счетах бухгалтерского учета.

По той же причине уточняется понятие и состав "обязательства". В Законе даны определения: "пассивы - обязательства и капитал организации", "капитал - активы организации за вычетом всех ее обязательств" и "обязательства - задолженность организации, возникающая в результате хозяйственных операций, которые произошли до отчетной даты, урегулирование которой приведет к уменьшению активов или увеличению капитала". Авторы законопроекта пояснили, что по своему экономическому значению и бухгалтерскому содержанию пассивы - это сумма источников собственных средств, включающих прибыль (убыток), суммы переоценки активов и резервы (т.е. капитал) и суммы задолженности организации перед другими юридическими и физическими лицами, включая кредиторскую задолженность, целевые (в т.ч. спонсорская помощь) и заемные средства.

В статью 1 перенесены из нынешних статей 9 и 10 определения первичного учетного документа и регистров бухгалтерского учета. Впрочем, "первичке" по-прежнему отводится особая роль "неотъемлемой части каждой совершаемой в организации хозяйственной операции по документальному подтверждению факта совершенных действий и определению лиц, ответственных за эти действия".

В ст. 9 несколько изменена cистема разработки и применения первичной учетной документации. Разработчики считают ее более последовательной и гибкой.

По-прежнему первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по типовым формам, утвержденным республиканским opганом государственного управления, на который возложено общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью. Однако теперь уточняется, что если типовые формы не утверждены или не соответствуют специфическим требованиям, организации принимают к учету формы, утвержденные органами, на которые возложено методологическое руководство бухучетом в соответствующих отраслях экономики. При отсутствии утвержденных типовых и отраслевых форм или недостатке содержащейся в них информации каждая организация теперь сможет принимать к учету самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы, которые должны содержать обязательные реквизиты, указанные в законе.

Одновременно упрощается, по словам авторов проекта, система разработки и использования регистров бухгалтерского учета. Типовыми формами таких регистров признаются все документы, имеющие определенные реквизиты и составленные таким образом, чтобы получить информацию о деятельности организации.

В ст. 9 "уточняется" порядок изъятия этих документов. Действующий Закон давал на это право органам дознания и предварительного следствия, прокуратуре, судам, налоговым органам и органам финансовых расследований на основании их постановлений. Проект заменяет этот громоздкий перечень отсылочной нормой, позволяющей изымать документы органам, которым в установленном законодательством РБ порядке предоставлены соответствующие полномочия.

В ст.5 закона будет по-новому изложен порядок государственного регулирования бухучета. Сейчас органу госуправления, на который возложено общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью, в соответствии с законодательством РБ доверяется разрабатывать, согласовывать и утверждать типовые планы счетов, положения и иные нормативные документы по бухучету. Новая редакция ст.5 говорит лишь о том, что госрегулирование осуществляется путем принятия (издания) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и отчетности в целях достижения единообразия ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, достоверности учетной и отчетной информации. Разработка положений должна осуществляться органом (в законе так и не названном), которому предоставлено право госрегулирования бухучета. Авторы проекта уверены, что эти нормативные правовые акты и будут содержать единые принципы, способы, методы ведения учета и составления отчетности, обязательные для всех субъектов хозяйствования страны. В чем наши бухгалтеры уже не раз убеждались...

В части 5 ст. 1 проекта закона установлено, что органам госуправления и госорганизациям, подчиненным правительству, а также Национальному банку, предоставлено право осуществлять методологическое руководство бухучетом и отчетностью для организаций соответствующих отраслей экономики. Это руководство включает в себя разработку специализированных форм первичных учетных документов и установление состава и сроков представления промежуточной и консолидированной бухгалтерской отчетности (статьи 13 и 14).

Принятие специальных нормативных правовых актов, обязательных для применения всеми организациями страны (в т.ч. Национальным банком), обусловлено необходимостью реформирования национальной системы бухучета в соответствии с Государственной программой перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь, утв. постановлением Совмина от 4.05.1998 г. № 694, а также выполнением международных обязательств, принятых Республикой Беларусь в соответствии с Уставом союза Беларуси и России, Договором о едином экономическом пространстве и другими соглашениями.

Как считают в Минфине, предлагаемые изменения позволят упростить формирование учетной и отчетной информации, на основе которой строится национальная система налогообложения, статистики и ценообразования, и не потребуют финансовых затрат бюджета и субъектов хозяйствования. А насколько эффективными окажутся эти меры, столь ненакладные для всех, покажет время.