$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Без отсылок и недомолвок

16.03.2010

Законопроект «О поддержке малого и среднего предпринимательства», принятый в первом чтении Палатой представителей, может быть существенно доработан. В изменениях и дополнениях, подготовленных Министерством экономики, учтена часть замечаний бизнес-союзов. Но и новый вариант во многом не устраивает предпринимателей.

С одной стороны, предложения Минэкономики направлены на уточнение некоторых механизмов поддержки частного бизнеса, повышение статуса, защиту его прав и интересов. С другой — многие статьи по-прежнему содержат отсылочные нормы.

В новом варианте законопроекта создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) называется одним из важнейших элементов государственной политики в области обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

Статья 5 дополнена абзацем, который запрещает госорганам принимать акты, а также совершать иные действия, ограничивающие права и законные интересы отдельных субъектов МСП либо устанавливающие для них привилегии по отношению к другим субъектам хозяйствования. Правда, оговорка «если иное не установлено законодательными актами» позволит легко обойти эту норму, наделяя при желании льготами отдельных субъектов хозяйствования, что и сегодня вызывает нарекания многих бизнесменов на неравные конкурентные условия.

Законопроект предложено дополнить статьей «Контроль и надзор за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства», которая, впрочем, тоже носит исключительно отсылочный характер. Субъектов МСП предлагается признавать добросовестно исполняющими требования законодательства, пока не доказано иное, а в случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства — принимать решения в пользу предпринимателей. Однако это лишь повторяет аналогичные нормы Указа от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и Налогового кодекса.

Заслуживает внимания статья, предусматривающая ответственность органов госуправления либо их должностных лиц за вред, причиненный субъектам предпринимательства. Например, предлагается обязать чиновников возмещать суммы, взысканные с организаций и ИП либо уплаченные ими в добровольном порядке вследствие исполнения не соответствующих законодательству актов либо незаконных действий (бездействий) госорганов. Компенсации также подлежат убытки, понесенные в связи с приостановлением (прекращением) деятельности субъектов МСП, включая расходы, связанные с проведением исследований, испытаний, экспертиз, и т.д., при защите прав и законных интересов в судах и других организациях. Финансовая ответственность предусматривается и за разглашение информации о субъектах хозяйствования, повлекшее причинение ущерба. Предполагается, что убытки будут возмещаться «в порядке, предусмотренном законодательством». Правда, пока там подобный порядок не прописан, кошельку чиновников ничто не грозит.

Проекты и принятие нормативных правовых актов, затрагивающих интересы МСП, будут согласовываться с Советом по развитию предпринимательства, который, в свою очередь, вправе привлечь к рассмотрению проекта бизнес-союзы и ассоциации. Если такая норма пройдет, то есть шанс, что иные документы окажутся более продуманными и проблем в их применении на практике будет куда меньше, чем сегодня.

Либеральное предложение Минэкономики выносить проекты на публичное рассмотрение делает куда менее реальным оговорка «по решению нормотворческого органа (должностного лица)». Ведь если этот орган или лицо не пожелает предавать огласке свои разработки, рассматривать будет нечего.

Предполагается, что наладить конструктивный диалог между чиновниками и предпринимателями удастся с помощью совещательных структур при органах республиканского госуправления, где представители бизнеса получат 2/3 мест. Совет по развитию предпринимательства, бизнес-союзы и ассоциации будут обладать правом обратиться с инициативой об их создании. Правда, подобное обращение ни к чему не обяжет госорганы, принимающие решения на этот счет. К тому же законопроект не содержит механизма работы таких структур, который предлагается определить Совмину.

Бизнес-союзы весьма сдержанно оценивают подготовленные министерством поправки. Большинство из них, по мнению председателя БСПН им.М.Кунявского Георгия Бадея, несущественны и мало улучшают первоначальный вариант. Это касается, например, вопросов надзора за деятельностью субъектов МСП и ответственности предпринимателей. Поддержка внешнеэкономической деятельности в проекте ограничена лишь мерами развития внешней торговли. А такие важные направления, как содействие в развитии международного и межрегионального сотрудничества, поиске инвесторов и производственных партнеров, даже не упоминаются.

Нелогично, по мнению Г.Бадея, разделение субъектов инфраструктуры по двум главам. Кроме того, к «иным организациям», осуществляющим поддержку МСП, отнесены лишь Белорусский фонд финансовой поддержки, учреждения финансовой поддержки и общества взаимного кредитования. Забыты технопарки, центры инновационного развития, трансфера технологий, поддержки и развития экспорта, сельского предпринимательства, кредитные, гарантийные, венчурные фонды.

В БСПН считают целесообразным включить в проект закона специальную главу, посвященную гарантиям деятельности и защите субъектов МСП, что свидетельствовало бы о новой государственной политике в отношении предпринимательства. Отдельной статьей предлагается прописать понятие «свобода предпринимательства», в т.ч. гарантировать право самостоятельно определять форму и размеры оплаты труда работников по найму, применять свободное ценообразование, без ограничений распоряжаться чистой прибылью.

Г.Бадей настаивает на включении отдельной статьи, посвященной субъектам семейного предпринимательства, что позволит МСП активнее использовать труд временно незанятых граждан (студентов, домохозяек и т.д.), а также урегулирует вопросы трудовых отношений при найме близких родственников, уплате некоторых налогов и других обязательных платежей.

Вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Виктор Маргелов полагает, что в отношении льгот для МСП формулировку «могут быть» необходимо заменить на «должны быть». Это позволит рассчитывать на гарантированное формирование благоприятной бизнес-среды, а не уповать на добрую волю чиновников. В МССПиР также за внесение поправок, которые позволили бы обезопасить частный бизнес от появления «неожиданных» нормативных правовых актов. По мнению руководства союза, кроме обязательного согласования текстов с экспертным советом из числа представителей предпринимательских структур, органы госуправления необходимо обязать проводить оценку экономических последствий принятия нормативных правовых актов. Также следует ограничить минимальные сроки их вступления в силу (6–12 месяцев), но не ранее начала очередного года.

Гарантировать финансовую господдержку должна норма о выделении на эти цели не менее 5% от сумм, собранных местными бюджетами в виде налогов с предпринимателей. Для более обстоятельной имущественной поддержки тех, кто реализует инвестпроекты, предлагается предусмотреть возможность приобретения земельных участков по кадастровой стоимости, а при аренде нежилых капитальных строений, находящихся в госсобственности, применять дополнительный понижающий коэффициент 0,5. Кроме того, следует защитить интересы многотысячной армии арендаторов, разрешив им приобретать госсобственность по остаточной стоимости, если субъект МСП арендует ее не менее трех лет. А рост ставок арендной платы ограничить уровнем инфляции в стране.

Несколько расходятся мнения представителей бизнес-сообщества о возможности сокращения в законопроекте количества отсылочных норм. С одной стороны, такая цель ставится союзами. С другой — рассчитывать, что закон полностью станет актом прямого действия не приходится, т.к. это рамочный документ и в нем заложены общие принципы и подходы, считает советник МФК, заслуженный юрист Беларуси Валерий Фадеев.

Не всех устраивает название законопроекта. По мнению В.Маргелова, присутствие в нем слова «поддержка» унизительно для частного бизнеса, который уже сегодня играет важную роль в экономике страны, а в промышленно развитых странах формирует основную часть ВВП. Поэтому целесообразнее звучит название «О малом и среднем предпринимательстве» или «О развитии малого и среднего предпринимательства», как это предлагает БСПН им. М.Кунявского.

Впрочем, судьба законопроекта пока не ясна. В Палату представителей предложения ни Минэкономики, ни бизнес-союзов еще не поступали, а вариант, принятый в первом чтении, проходит стадию окончательного согласования, сообщили «ЭГ» в парламенте. И поскольку новые поправки весьма существенны, то правительству, возможно, придется отзывать проект. Однако в парламенте о таком решении также не слышали. Между тем второе чтение должно состояться на весенней сессии, которая открывается 2 апреля.

Александр ГЕРАСИМЕНКО