$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Маркетинг

БЕЗ ГРАНИЦ И БАРЬЕРОВ©

06.03.2012

В современных условиях, когда выбор у потенциальных заказчиков большой, а ресурсы на их привлечение ограничены, предприятиям приходится искать малозатратные и в то же время эффективные способы продвижения своей продукции, особенно на экспорт. Одним из таких способов является Интернет.

 

Понимание возможностей и выгод всемирной сети есть сегодня на всех уровнях. Но полноценно ли используют ее потенциал отечественные предприятия? Ограничивается ли поиск заказчиков за рубежом только лишь корпоративным сайтом компании? Далеко не всегда. Тем не менее в Беларуси есть примеры успешного использования возможностей Интернета — через участие в международных электронных рынках. Они способны помочь как малому бизнесу, так и крупным производственным предприятиям найти новых заказчиков.

 

Первые электронные рынки, появившиеся в конце XX века, обеспечивали эффективные взаимоотношения между предприятиями в Интернете, объединяя производителей и покупателей из разных стран. Родоначальниками электронных рынков были США и Китай, где и появился первый по-настоящему успешный проект — Alibaba.com. Через 10 лет он уже объединял 200 стран и более 10 млн. посетителей в месяц.

 

На сегодняшний день в мире существует около 600 подобных проектов. Правда, не все они способны быть одинаково полезными для белорусских предприятий. Очень важно перед началом работы оценить географию потенциальных заказчиков, пользующихся системой того или иного ресурса. Как правильно сделать выбор и какие результаты можно получить, хорошо демонстрирует пример Минского тракторного завода.

 

Производственное объединение «МТЗ» за свое более чем полувековое существование добилось серьезных достижений на международной арене. Однако и у флагмана белорусской промышленности всегда есть потребность в расширении экспорта. Поэтому в 2010 г. было принято решение уделить большее внимание продвижению продукции через Интернет. Специалистам предприятия нужно было выбирать: развивать видимость собственного сайта в международном сегменте Интернета или опробовать один из электронных рынков для продвижения своей продукции. После подсчетов суммы инвестиций и рассмотрения возможностей инструментов выбор пал на электронный рынок. В немалой степени на решение повлияло то, что за присутствие в интернет-сети каждой из стран пришлось бы платить отдельно — в среднем около в 2 тыс. USD в год.

 

Помимо меньших затрат у электронного рынка есть ряд других преимуществ: широкий географический охват, перевод информации о предприятии и его продукции на несколько языков, значительный круг пользователей. Более того, некоторые крупные проекты уже присутствуют в коммерческом сегменте Интернета.

 

Выбор был остановлен на крупнейшем электронном рынке на территории СНГ. Во-первых, он удовлетворял перечисленным требованиям, а во-вторых — его представительство находилось в Беларуси, что существенно упрощало работу. Перед проектом был поставлен ряд задач, которые позволили бы привлечь потенциальных покупателей продукции из-за рубежа: увеличение заказов через Интернет, обеспечение т.н. видимости продукции в поисковых системах разных стран, привлечение дополнительных заинтересованных посетителей на сайт предприятия.

 

Первым шагом было размещение в системе электронного рынка информации о продукции предприятия. Заметим, что она переводилась на 26 языков. Это позволило с минимальными финансовыми затратами создать хорошую видимость в международных поисковых системах, таких как Google и Yandex, и на первом этапе увеличить видимость предприятия в международном бизнес-сегменте Интернета.

 

Благодаря активной работе с системой продукция МТЗ всегда показывалась потенциальному заказчику первой. Таким образом, любой заинтересованный покупатель всегда видел белорусские тракторы, а только после этого — все остальные конкурирующие продукты.

 

Параллельно шла активная работа по продвижению продукции МТЗ в международных поисковых системах. При этом была обеспечена видимость продукции в поисковых системах более чем 80 стран как ближнего (Польша и страны СНГ), так и дальнего зарубежья (США, Испания, Египет).

 

Результаты продвижения продукции через международный электронный рынок говорят сами за себя:

 

– обеспечена видимость продукции в поисковых системах более 80 стран на 26 языках;

 

– только на абонентский ящик внутри системы было получено более 400 письменных запросов от заказчиков из разных стран на поставку продукции тракторного завода. При этом количество прямых обращений по телефону или по электронной почте, как правило, существенно превышает число заявок в абонентских ящиках.

 

Таким образом, профессиональное использование возможностей Интернета значительно улучшает и облегчает поиск заказчиков за рубежом. При этом можно не ограничиваться кругом постсоветских стран, с которыми привычно налаживать партнерские отношения. Надо лишь знать инструменты, которые могут помочь выйти на потенциального заказчика в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке, Южной Америке, и уметь правильно ими пользоваться.

 

На примере ПО «МТЗ» мы видим эффективность использования современных моделей ведения бизнеса в Интернете. Следует лишь правильно выбрать способы для решения поставленных задач.

 

Андрей НЕСТЕРОВИЧ, руководитель проекта All.Biz:Беларусь