$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

БЕЗ БУРНЫХ АПЛОДИСМЕНТОВ©

23.07.2013

На днях Минэкономики на своем официальном сайте разместило отчет о выполнении Директивы Президента от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Вероятно, объемный документ на 31 странице призван убедить деловое сообщество в серьезном совершенствовании условий хозяйствования в стране. Правда, как показал опрос «ЭГ», в бизнес-союзах в это не поверили.

Итак, по состоянию на 1.07.2013 г. принято (издано) 133 акта законодательства, в т.ч. 9 законов Республики Беларусь, 30 указов, 3 декрета и 2 распоряжения Президента, 50 постановлений Совмина, 4 постановления Нацбанка и 35 ведомственных документов. Как полагают в Минэкономики, запланированные реформы по либерализации в большинстве своем нашли отражение в принятых либо подготовленных и внесенных в правительство проектах. Причем перечень и последовательность мер выработаны в тесном взаимодействии органов госуправления с бизнес-сообществом. Разную степень законодательного наполнения получили все основные направления, обозначенные Директивой № 4.

Впрочем, слово представителям бизнеса, в чьих интересах проводилась вся эта работа.

Александр ШВЕЦ, председатель Белорусской научно- промышленной ассоциации:

— Чтобы проанализировать отчет Минэкономики, нужен ум Владимира Ильича Ленина. Задавили цифрами. Если посмотреть, то у нас уже должна наступить эра благоденствия для бизнеса. Но этого почему-то не произошло.

Георгий БАДЕЙ, почетный председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского:

— Мы все приветствовали появление Директивы № 4 как нужного программного документа, но не можем быть довольными тем, как она выполняется. Нельзя оценивать процесс только по количеству принятых нормативных актов. Многие дублируют друг друга. По некоторым вопросам, например, ценообразованию, сначала принимаются решения о либерализации, а потом вновь вводятся ограничения. И это тоже, с точки зрения составителей отчета, выполнение Директивы № 4, хотя, на мой взгляд, скорее напоминает принцип «шаг вперед, два шага назад».

Почти ничего не сделано по развитию конкуренции.

Мы ставим цель содействовать частному бизнесу в стране. А что получаем? На выходе законопроект, предполагающий через институт госпредставителей установить полный контроль над АО. Это же не развитие, а попрание частной собственности. Так что реализация Директивы № 4 оставляет, мягко говоря, много вопросов.

Виктор МАРГЕЛОВ, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства:

— По отдельным направлениям действительно есть подвижки. Однако когда перечитываешь Директиву № 4, понимаешь: работа сделана большая, но результат весьма далек от целей, которые ставились.

В частности, возьмем задачу обеспечить развитие добросовестной конкуренции. Из 4 выбранных для этого направлений подвижки есть только в ценообразовании, тогда как положение дел в таком важном для нас направлении, как антимонопольная политика, вызывает лишь грустную улыбку. Законопроект об антимонопольной деятельности третий год бродит по кабинетам чиновников, и даже требования ЕЭП не ускоряют принятие решения по этому важнейшему для бизнеса документу.

Большие надежды возлагались на п. 2.6 Директивы № 4, дающий добросовестным арендаторам право преимущественного приобретения госсобственности. За 2012 г., по данным Госкомимущества, на предприятиях республиканской формы собственности по такой схеме реализовано только 4 объекта. Немногим лучше ситуация с коммунальной собственностью.

Радует, что в стране появился закрытый список административных процедур, но в остальном работа остановилась. Тогда как многие из них по-прежнему длительные, неудобные и дорогостоящие для бизнеса.

Положительно оцениваем реформу контрольной и надзорной деятельности, но участившиеся проверки санитарных органов смазывают положительный эффект. Более того, предприниматели все чаще жалуются, что именно такого рода рейды становятся причиной приостановления их работы, причем зачастую в угоду конкурентам, как правило, государственной формы собственности.

В целом бизнес-сообщество и чиновники по-разному оценивают выполнение Директивы № 4. По нашим недавним расчетам (даже если формально считать пункты совместного плана правительства и Нацбанка, а не оценивать их выполнение по содержанию), Директива исполнена не более чем на 40%. Отношение предпринимателей к этому документу становится все более апатичным. Многие заявляют, что она обманула их ожидания.

* * *

Особо разочарованных должно утешить заявление Минэкономики о том, что работа по реализации запланированных мер продолжается. На рассмотрении в правительстве и Национальном собрании находятся еще 24 проекта нормативных правовых актов, из них 14 законов, 8 указов и 2 постановления Совмина. Деловое сообщество все еще может рассчитывать на реформу антимонопольного регулирования, страхования, земельных и арендных отношений, бухучета и т.д. Правда, никто не дает гарантий, что на выходе получится именно то, чего действительно желает бизнес Беларуси.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО