$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Без борьбы нет победы

26.01.2007

Поиск мер по выживанию белорусской экономики и государственности в новых ценовых условиях поставок российских энергоресурсов был главной темой совещания Президента страны Александра Лукашенко с правительством, прошедшего во вторник в Новополоцке.

Глава государства потребовал от правительства доложить о принятых мерах по компенсации негативных для страны последствий, вызванных увеличением цен на энергоносители, а также о готовности народного хозяйства к работе в новых условиях. «Экономика должна продолжать работать в нормальном режиме, а резкий скачок цен не должен лечь тяжелым бременем на плечи людей», — сказал А.Лукашенко.

Министрам пришлось отчитаться о том, что сделано по дифференциации тарифной политики на энергоносители для товаропроизводителей и населения, как минимизировать затраты Белэнерго, Белтопгаза и Белтрансгаза, включаемые в стоимость энергоресурсов. Обсуждались и вопросы влияния новых цен на банковскую сферу и бюджет. Сегодня от решения этих проблем зависит уже не только финансовое положение отдельных предприятий, но и суверенитет страны.

Если России, как отметил А.Лукашенко, свыше даны сырьевые богатства, то и нас Бог наделил другим стратегическим ресурсом — географическим, геополитическим положением. И мы должны его использовать, как использует свой ресурс Россия. «Мы должны за это бороться, будь это «холодная» или «горячая» война», — заявил глава государства.

Президент пояснил и формулу названного ресурса: «Если кто-то из российских нефтедобывающих компаний не хочет работать с Беларусью, то мы должны взять с них большую цену за транспортировку их нефти в Европу». Скажем, не желает глава АК «Транснефть» г-н Вайншток прокачивать нефть тех компаний, которые работают с Беларусью, — и не надо. А мы не будем транспортировать его нефть.

Президент констатировал, что «все договоренности по нефти и газу невыгодны для нас в сравнении с прошлым годом». За газ придется заплатить на 2,5 млрд. USD, а за нефть — на 1 млрд. больше. И такие деньги упускать не следует. А потому надо искать свою выгоду. Например, как указал А.Лукащенко «без суеты и амбиций, на принципах международного права, мы тоже должны потребовать, чтобы нам заплатили» за все услуги, которые России оказывает наша страна. В частности, речь идет о плате за землю, по которой проходят газо — и нефтепродуктопроводы.

Между словом и делом у нас промежуток небольшой. Как сообщает Интерфакс со ссылкой на Госкомимущество, уже подготовлен проект указа по аренде лесных земель, по которым проходят газо — и нефтепродуктопроводы. Поскольку эти земли не используются в народном хозяйстве по целевому назначению, за них будет взиматься арендная плата. Правда, представитель комитета не уточнил возможного объема поступлений. Да и принятие такого указа чревато новым осложнением белорусско-российских торговых отношений. Ревизии может подвергнуться Соглашение о поставке российского природного газа в Республику Беларусь и создании системы транзитных газопроводов на территории Республики Беларусь от 5.01.1994 г. А статус участков, по которым проходит нефтепродуктопровод российского частного предприятия «Запад-Транснефтепродукт» достаточно спорный. Если право собственности на трубу закреплено за россиянами Бишкекским соглашением от 9.10.1992 г. и межправительственным договором от 8.06.2004 г., то договоров аренды на землю нет, кадастровая оценка ее не проводилась. Во сколько оценят каждую пядь под трубами еще неизвестно, но специалисты «Запад-Транснефтепродукта» уже признают, что если сумма окажется слишком высокой, работать в Беларуси будет невыгодно. Видимо, в перспективе предстоят новые сложные переговоры и упорный торг. Ведь мало контролировать прямоезжую дорогу. Надо еще, чтобы путники не нашли окольных путей с помощью всяких «дурацких проектов». Тем более что россияне-то их считают инвестиционными проектами глобального масштаба. И нефть наши соседи, в принципе, могут перерабатывать на других НПЗ, тем более что любая российская нефтедобывающая компания имеет в своем составе такие заводы и ресурсы для их модернизации. Правда, наши начали модернизироваться раньше. Но россияне могут наверстать упущенное. А потому А.Лукашенко напомнил, что на завершение работ у нас осталось 3 года.

Пока же первый вице-премьер правительства Владимир Семашко обнадежил, что привлекательные условия для российских нефтяников для переработки сырья на белорусских НПЗ будут. Он даже сообщил, что найдена и согласована с россиянами новая формула, которая компенсирует издержки таможенной пошлины на нефть. В.Семашко знает и как обеспечить рентабельный экспорт нефтепродуктов. Вице-премьер также заявил, что предпринятые правительством меры позволили сделать привлекательным для НПЗ внутренний рынок нефтепродуктов. Правда, снижение акцизов на нефтепродукты и отмена оборотных налогов «в какой-то степени тяжело отразятся на бюджете». Но, по его словам, будет найден механизм, который позволит минимизировать эту проблему. Еще одно планируемое новшество — создание государственной компании, которая будет монопольно заниматься закупкой нефти и реализацией нефтепродуктов.

Будем надеяться, что формулы успеха станут известны предприятиям в ближайшее время. Пока же некоторые из них не могут рассчитаться с казной. Например, РПО «Белоруснефть», как сообщает Интерфакс, не перечисляет в фонд национального развития положенную часть прибыли. Заместитель генерального директора по экономике объединения Леонид Войтехин заявил: «У нас просто нет средств на счетах, предприятие сидит на картотеке». Не спешит пополнять фонд и Мозырский НПЗ.

По мнению руководства завода, это ухудшит финансово-экономическое положение и осложнит реализацию инвестиционных проектов по модернизации и реконструкции НПЗ. Возражает против изъятия прибыли у завода и российский акционер — ОАО НГК «Славнефть».

Кстати, фонд национального развития создавался именно для компенсации последствий роста цен на энергоносители в основном за счет отчислений высокорентабельных предприятий. Долго ли они останутся таковыми, когда цены вырастут, как-то не подумали. И теперь придется считать, каков размер дыры, пробитой в бюджете нефтегазовым дуплетом партнера по Союзному государству, и чем ее залатать. Ведь рост цен на нефть и газ может повлечь снижение объемов производства, прибыли, а значит, и налогов. Тем не менее все прогнозные показатели на 2007 г. и пятилетку велено выполнить и перевыполнить.

Президент также потребовал от чиновников экономить бюджетные средства: «Всякие ненужные затраты, без которых можно обойтись и даже нужно, надо устранить». Тем, кто не справится с поставленными задачами, грозит отставка.

Еще одна важная задача, названная Президентом — поиск альтернативных источников «черного золота». Возможность поставок нефти на белорусские НПЗ из балтийских портов по нефтепроводу Вентспилс-Новополоцк уже изучается. Но этот проект потребует денег (15-30 млн. USD) и времени — около двух с половиной лет. Можно подумать и о нефтепроводе «Одесса-Броды». Но уж больно «туманны», по словам В.Семашко, перспективы этого южного направления — надо сначала для него найти нефть. На дальних друзей — Иран и Венесуэлу пока надеяться не приходится. Транспортные расходы съедят любую экономию, если бы она и была. Но если у России мы сейчас закупаем нефть по 283 USD, то мировая цена достигает 400 USD. А глава государства определил главным критерием поиска альтернативных источников именно экономический эффект.

Еще одним ключевым фактором экономической безопасности страны А.Лукашенко назвал «системную работу по ресурсосбережению». «У нас непочатый край работы в этом направлении. Времени на раскачку нет», — констатировал Президент. Проект соответствующей директивы уже готовится. Поставлена задача: везде, где только возможно, заменить углеводородное сырье местными ресурсами. А там, глядишь, и АЭС построим…

Леонид ФРИДКИН

* * *

По странному совпадению, 23 января в Страсбурге на сессии ПАСЕ тоже бурно обсуждалась тема энергетической безопасности. И в докладе эстонского депутата Марко Михельсона были названы почти те же проблемы, которые обсуждались в тот же день в Новополоцке. В тексте резолюции Беларусь наряду с Украиной и Грузией назывались жертвами политического давления с помощью поставок нефти и газа. Определение в резолюции ПАСЕ энергетической безопасности, которая должна включать «как стабильность и предсказуемость энергопоставок, так и прозрачность цен на энергоресурсы, — это необходимое условие для плавного и устойчивого развития национальных и региональных экономик», — в полной мере подходит и для нашей страны. Интересны и рекомендации ПАСЕ по разработке общеевропейской стратегии взаимодействия в энергетике, включая вопросы диверсификации, транспортировки, прозрачности цен, модернизации и строительства инфраструктуры, а также использования альтернативных источников энергии.

Европейцы готовятся в едином строю отражать энергетическую агрессию России. И в том строю есть промежуток малый…


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях