Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

"Бессер-Бел": вверх по лестнице, придуманной самими

Теперь, по прошествии десяти с лишним лет, и не вспомнить, кто первым "оценил" уныло-однообразную серость разбитых минских улиц и тротуаров...
Теперь, по прошествии десяти с лишним лет, и не вспомнить, кто первым "оценил" уныло-однообразную серость разбитых минских улиц и тротуаров. Для сравнения припомнили кружевное разноцветье парижских бульваров, рукотворное ожерелье нью-йорских "стрит", ажурную каменную вязь вдоль лондонских мостовых... Захотелось перенести эту красоту в белорусскую столицу. Так в 1992г. у группы специалистов родилась идея начать производство современных строительных материалов. За образец взяли продукцию и технологию (полусухого вибропрессования) известной американской компании "Веssеr Соmраnу", ставшей одним из участников нового совместного белорусско-американо-канадского предприятия "Бессер-Бел" ООО (до декабря 2002г. -- СП "Бессер-Беларусь"). Американской стороне досталось 15,1% его акций, почти столько же (15%) канадской, с белорусской стороны участниками СП стали Мингорисполком, Минский авиаремонтный завод, концерн "Минскстрой".

Приобретенное в кредит заокеанское оборудование -- автоматизированную технологическую линию, позволяющую в зависимости от наличия пресс-форм выпускать широкую номенклатуру стеновых, облицовочных материалов и элементов благоустройства, смонтировали и запустили в эксплуатацию летом 1994г. Все необходимые компоненты для производства, кроме красителей, нашли на месте. Начали с выпуска по американским стандартам кирпича и блоков различных цветов и типов лицевой поверхности. Эти материалы были использованы при возведении многоэтажных жилых домов в Минске на ул. Дрозда, Старовиленской, Некрасова, Гамарника и др., а также коттеджей (только в окрестностях столицы их построено более пятисот). Затем ассортимент СП начал расширяться. По словам его генерального директора Юрия Чувилина, это связано с одним из основных принципов менеджмента "Бессер-Бел" -- постоянным обновлением ассортимента продукции. Судите сами: в 1995г. освоено производство тротуарной плитки и перегородочных блоков, 1997-м -- плиты для облицовки цоколей и подпорных стен, 1999-м -- бордюрного камня и изделий "под гранит", 2001-м -- облегченных стеновых блоков с декоративной поверхностью и ступеней наружных лестниц. Казалось бы, особой надобности в такой частой смене номенклатуры нет, ведь многие традиционные изделия СП благодаря высоким потребительским свойствам до сих пор пользуются устойчивым спросом. Облицовочная плита, например, по своим техническим, эксплуатационным и эстетическим характеристикам намного превосходит другие применяемые сегодня в Беларуси для устройства цоколей материалы. На 30% дешевле по сравнению со старой номенклатурой и выпускаемые с 2002г. в различной цветовой гамме облегченные стеновые блоки с декоративной поверхностью. Относительно новые на отечественном строительном рынке шлифованные и полированные настенные, напольные плиты, кирпичи, блоки и другие изделия "под гранит" также выглядят "вполне современно" -- при этом их стоимость в 4 и более раза ниже натурального гранита.

Неповторимый колорит и вполне европейский вид придала центру Минска ставшая уже знаменитой "бессеровская" тротуарная плитка различных форм и цветов. С ее помощью благоустроены Партизанский проспект, стадион "Динамо", Александровский и Михайловский скверы в Минске, территория вокруг форума "Славянский базар" в Витебске, городской парк в Гомеле... Вместе с тем объемы ее производства снижаются (с 70% в общем объеме в 1998г. до 30% в 2002г.)

Делается это, поясняет Юрий Михайлович, для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность производства, а вместе с ней -- прибыль. "Когда ты на рынке какого-либо товара монополист, ты имеешь возможность какое-то время получать от продаж максимальную прибыль, потому что монопольно владеешь ценой. Случалось, мы ее на какой-то ходовой товар поднимали почти ежемесячно, благо законодательство позволяет. Не забывали, конечно, и о снижении издержек. Зато и рентабельность нашего производства в прошлом году составила 22% по сравнению с 8% в целом по отрасли. Для чего нужна прибыль? Вначале возвращали валютный кредит, теперь обеспечиваем участникам приличные дивиденды".

О динамике "бессеровского" восхождения по спирали бизнеса можно судить хотя бы по таким данным: если в 1996г. объем продаж продукции составил около 900000 USD, то в 2002-м эта цифра равнялась 1550000 USD.

Но рынок есть рынок: через некоторое время на нем с тем же товаром появляется второй продавец, за ним третий и т.д. Они постепенно подтягиваются до уровня качества и цены монополиста, доходы которого начинают снижаться, и в этой ситуации лидеру предпочтительнее искать новую, незаполненную нишу, что "Бессер-Бел" и делает.

Тем не менее производство той же плитки для благоустройства наиболее ответственных городских объектов СП пока сохраняет. Отчасти и потому, что качество аналогичных изделий фирм-конкурентов -- а сегодня их в республике примерно десяток -- ниже. Присутствует, конечно, и эффект брэнда: "Веssеr" -- фирма "раскрученная".

Наиболее перспективным для СП изделием сегодня можно считать ступень для наружных лестниц, конструкцию и технологию производства которой изобрели в 2001г. в самом СП. Ее использование позволяет не только упростить технологию работ по устройству подобных объектов, но и решить одну из острейших проблем их эксплуатации -- проблему морозоустойчивости, что особенно важно в климатических условиях Беларуси. Например, те из минчан, кому довелось побывать в сквере на улице Городской вал, наверняка, обратили внимание, что уложенная в нем 5 лет назад "бессеровская" тротуарная плитка в хорошем состоянии, а вот ступени здешних лестниц из монолитного бетона интенсивно разрушаются. И неудивительно: их ресурс -- до 50 циклов "мороз -- оттепель". "Фирменное" изделие способно выдержать до 300 таких циклов. К тому же широкая цветовая гамма ступеней позволяет "расцветить" такую лестницу. Они уже смонтированы в Минске на улицах Лынькова и Оранской, а также на Партизанском проспекте (возле универмага "Беларусь") -- можете полюбоваться.

"Мы возлагаем большие надежды на коммунальщиков города, -- говорит Юрий Михайлович. -- Ведь не секрет, с какими проблемами сталкиваются они при эксплуатации крылец входных групп домов, особенно в зимнее время года. Применение наших ступеней при их ремонте позволит снять эту проблему по крайней мере на ближайшие 20--30 лет".

Сегодня предприятию становится "тесно" в столичных рамках, потребность в его продукции все острее проявляется в регионах Беларуси и сопредельных областях России и Украины. Следовательно, надо расширять производство, другими словами, приобрести хотя бы еще одну такую же линию, что позволит не только нарастить объемы выпуска продукции, но и повысить ее качество, разнообразить ассортимент, а также модернизировать действующее производство.

Поскольку собственных оборотных средств для этого не хватает -- линия стоит около 2 млн.USD -- руководство СП разработало специальный инвестиционный проект. При этом не исключается установка бывшего в употреблении оборудования, которое бы послужило предприятию еще не менее 8--10 лет.

При вполне реальной ежегодной прибыли 600 тыс.USD инвестор может рассчитывать на 360 тыс.USD. Таким образом, срок окупаемости вложенных средств, по подсчетам разработчиков, составит 5 с половиной лет.

В "Бессер-Бел" понимают, что нынешние участники СП не в состоянии инвестировать в проект такие средства и поэтому в основном надеются на российский капитал, ориентированный на капиталовложения в привлекательные белорусские предприятия.

Успехи СП связаны не только с качеством выпускаемых изделий, но и с внедрением современной системы организации продаж, разработанной под их специфику. Ее основу составляют несколько принципов. Важнейшие из них -- создание брэнда собственной продукции путем активной работы менеджеров в среде потенциальных покупателей, четкая работа с ними в рамках позаказной системы планирования, оптимизация ценообразования. Информационная поддержка маркетинговых решений организована средствами оригинальной компьютерной системы "Управление маркетингом". В 2003г. вышла книга коммерческого директора СП Ю.П.Свирина "Практический маркетинг на предприятии", где описана практика ведения бизнеса в СП.

Строительная отрасль в любой стране характерна тем, что объекты надо сдавать вовремя, а финансирование зачастую отстает от графика. Поэтому подрядчики предпочитают работать с теми, кто строго соблюдает оговоренные сроки и другие условия поставок продукции. Компания "Бессер-Бел" -- как раз из таких: недавний анализ ее конъюнктуры продаж показал, что в течение уже длительного времени 80% ее прибыли обеспечивают 20% наиболее верных, постоянных заказчиков, что вполне соответствует принятому в международном менеджменте имиджу надежного и очень ответственного партнера по бизнесу.

--------------------------------------------
СП "Бессер-Бел" ООО

220136, г.Минск, ул. Кальварийская, 3а

Тел. 506 05 99, факс 222 46 38, Е-mаil Веssе[email protected]у
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений