$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Энергетика

Бережем тепло и свет

12.04.2016

На снижение энергоемкости экономики в Беларуси планируется направить свыше 5,6 млрд. USD в течение 5 лет. Это предусмотрено Государственной программой «Энергосбережение» на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 28.03.2016 № 248 (далее – Программа).

Документ основан на итогах реализации Республиканской программы энергосбережения на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 24.12.2010 № 1882. Разработчики учли ее недостатки и на текущую пятилетку предложили новую модель Программы. Она состоит их двух подпрограмм: «Повышение энергоэффективности» и «Развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии».

Повышать и экономить

Главной задачей первой из этих подпрограмм является сдерживание в стране валового потребления ТЭР. В 2011–2015 гг. наибольшую их экономию удалось получить за счет внедрения современных энергоэффективных технологий, процессов, оборудования и материалов, повышения эффективности действующих и строительства новых высокоэффективных энергоисточников, оптимизации схем теплоснабжения. Эти мероприятия будут продолжаться. Повышать энергоэффективность намечено также за счет структурной перестройки экономики, направленной на развитие менее энергоемких производств. Проведение энергетических обследований (аудитов), мониторинга по­требления ТЭР в организациях должно обеспечить выявление резервов экономии ТЭР.

В рамках подпрограммы в промышленности планируется снизить к 2020 г. нормы расхода ТЭР на 2% и более по сравнению с 2015 г., в ЖКХ – уменьшить потери энергии в теплосетях до 10% за счет ежегодной замены тепловых сетей, находящихся на балансе организаций, в объеме не менее 4% от их протяженности. В энергетике начиная с 2016 г. будет осуществляться ввод в эксплуатацию только энергоэффективного котельного оборудования, работающего на природном газе, с удельным расходом условного топлива на отпуск тепловой энергии не более 155 кг у.т./Гкал, в строительстве – использование нефтяного кокса и торфобрикетов на цементных заводах.

Целевой показатель выполнения подпрограммы – объем экономии ТЭР в целом по республике на 2016–2020 гг. на уровне 5 млн. т у.т. Это задание распределяется по министерствам, концернам, организациям Минэнерго, облисполкомам и Мингорисполкому с учетом их доли в обобщенных энергозатратах и планируемых темпов экономического роста.

Свои ресурсы ближе

Вторая подпрограмма призвана повысить уровень удовлетворения потребности в энергии за счет собственных ресурсов. Этот показатель считается одним из важнейших факторов энергетической безопасности страны. Здесь целевыми показателями являются: отношение объема производства (добычи) первичной энергии к валовому потреблению ТЭР (16% к 2020 г.) и отношение объема производства (добычи) первичной энергии из ВИЭ к валовому потреблению ТЭР (6%).

Чтобы достичь указанных показателей, запланировано создание энергоисточников, использующих местные ТЭР (дрова, торф, горючие отходы), тепловой мощностью около 680 МВт, создание биогазовых установок на очистных сооружениях и полигонах захоронения твердых коммунальных отходов, в животноводческих сельхозорганизациях суммарной электрической мощностью не менее 30 МВт, а также ввод ветроэнергетических установок общей мощ­ностью 200 МВт.

В результате реализации обеих подпрограмм энергоемкость национального ВВП к 2021 г. должна снизиться не менее чем на 2% по сравнению с 2015 г. О выполнении этого и иных показателей Программы госорганам придется ежегодно отчитываться.

На финансирование Программы в 2016–2020 гг. планируется направить свыше 110 трлн. Br, в т.ч. около 20 трлн. – бюджетных средств. Негосударственным организациям деньги будут предоставляться, как правило, на возвратной основе. Кроме того, источниками финансирования энергосберегающих мероприятий должны стать собственные средства организаций, кредиты отечественных банков и Банка развития, а также средства международных финансовых организаций, гранты, иностранные инвестиции, частное и венчурное финансирование.

Реализация Программы будет при­знана удовлетворительной при значении коэффициента эффективности не менее 0,67. При меньшем его значении эффективность признают неудовлетворительной, что грозит исполнителям привлечением к ответственности.

Отметим, чуть ранее Совмин постановлением от 18.03.2016 № 216 утвердил порядок и условия проведения государственной экспертизы энергетической эффективности. Она включает составление заключений, содержащих, среди прочего, оценку эффективности планируемого использования ТЭР. Функции уполномоченного республиканского органа госуправления в сфере энергосбережения переданы от Гос­стандарта Департаменту по энергоэффективности. Кроме того, вводятся административные процедуры по выдаче заключения госэкспертизы энергоэффективности проектной документации на возведение и реконструкцию источников тепло- и электроэнергии и по выдаче решения о согласовании предпроектной документации для строительства таких источников.

Автор публикации: Иван МИХАЛЕВИЧ