$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

БЕРЕМ ВСЕ

03.06.2011

Правительство и Национальный банк Республики Беларусь 31 мая направили в Международный валютный фонд обращение о предоставлении стабилизационного кредита. Соответствующие консультации будут проведены в рамках миссии МВФ, работа которой начинается в Минске 1 июня 2011 г. и продлится две недели. В ходе работы миссии будут рассмотрены вопросы текущей экономической ситуации в республике, обсуждены меры, принимаемые Правительством и Нацбанком по стабилизации внутреннего валютного рынка, а также определена возможность поддержки МВФ проводимой властями страны макроэкономической политики.

В середине мая премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович упоминал, что не исключает обращения за кредитом к МВФ. Теперь же он заявил, что «мы ставим для себя задачу с Национальным банком в работе с этой миссией и, возможно, очередной миссией, с которой будем готовить непосредственно проект программы для представления в совете директоров МВФ, и оцениваем размер поддержки от 3,5 до 8 млрд. USD». Планируется, что программа будет рассчитана на 3–5 лет. Премьер-министр подчеркнул, что цена предполагаемого кредита будет вдвое ниже, чем стабилизационного кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС.

Сотрудничество с МВФ — вопрос не только денежный. М.Мясникович отметил, что в общественном понимании фонд — это та организация, которая предоставляет не только выгодные кредиты, но является еще и своего рода семафором, показывающим международному сообществу направления дальнейшего сотрудничества с той или иной страной. «Мы рассчитываем, что в результате работы этой и, возможно, следующей миссии мы выйдем на то, чтобы был зеленый сигнал, который показывает, что сюда можно привлекать и ресурсы МВФ, и для частного капитала, что сюда можно приходить и с хорошей эффективностью решать проекты», — сказал премьер-министр.

Этот нюанс чрезвычайно важен. Сегодня ситуация в Беларуси не вдохновляет инвесторов как с экономической, так и с политической точки зрения. К тому же в 2009–2010 гг. мы уже получили от фонда кредит на 3,5 млрд. USD. Тогда условиями выделения средств были установление большей гибкости обменного курса, сокращение государственных расходов и льготного кредитования реального сектора за счет средств банков, приватизация, общая либерализация условий ведения бизнеса, в т.ч. в сфере ценообразования. Теперь же новые переговоры с МВФ будут не из легких: многие обещания, данные при получении предыдущего кредита stand by, остались на бумаге или были выполнены лишь формально. Можно ожидать, что и сейчас речь пойдет о жесткой бюджетной и денежно-кредитной политике, замораживании зарплат и пенсий, реформе бизнес-среды и банковской сферы, приватизации и т.п. Будет весьма интересно, если МВФ снова даст Беларуси кредиты под вторую серию аналогичных условий с прежними перспективами исполнения.

С другой стороны, рекомендации МВФ выглядят куда менее жесткими, чем требования России, прозвучавшие в связи с обращением за кредитами к ней и антикризисному фонду ЕврАзЭС (в котором РФ является главным «пайщиком»). При этом вице-премьер РФ Алексей Кудрин сам же и посоветовал обратиться за недостающей суммой к МВФ. Возможно, белорусские власти рассчитывают, что деньги МВФ помогут вновь избежать продажи крупнейших предприятий страны — ведь у фонда куда меньше рычагов давления на Минск, чем у России. Но, хотя руководство фонда всегда дистанцировалось от политики, не надо забывать, что у США в МВФ — 17,8% голосов, 15 стран ЕС — 30,3%, стран ОЭСР — 60,35%. Таким образом, политические разногласия с Минском вполне могут отразиться как на условиях кредитования, так и на решении о нем вообще.

Другого нашего потенциального кредитора возможная конкуренция явно не смущает. Председатель правления Евразийского банка развития, управляющего средствами фонда ЕврАзЭС, Игорь Финогенов заявил российским СМИ, что «обращение Беларуси за стабилизационным кредитом в МВФ можно приветствовать. В настоящее время любое дополнительное внешнее финансирование (в особенности в форме сравнительно дешевых кредитов международных финансовых организаций) поможет более эффективно провести в жизнь стабилизационную программу правительства республики.

Эта программа нацелена на выравнивание платежного баланса, стабилизацию валютного рынка и повышение конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках. Все эти меры должны заложить прочный фундамент для долгосрочного экономического развития страны».

Впрочем, у МВФ, как и у России, будет немало вопросов к белорусским властям. И первый из них: зачем стране, где о рецессии нет и речи, ВВП постоянно растет, число безработных и банкротств минимально, а большинство предприятий рентабельно, стабилизационные кредиты? К тому же, новые заимствования существенно увеличат внешний долг страны, и без того немалый. А это, в свою очередь, неизбежно отразится на перспективах дальнейшего роста белорусской экономики, особенно, если кредиты пойдут на латание нынешних дыр ради сохранения нынешней социально-экономической модели. Но если в Греции и Португалии население массово протестует против многомиллиардных долгов, навязываемых Евросоюзом и МВФ, то белорусы, за исключением узкого круга экспертов, воспринимают аналогичные перспективы вполне спокойно. Во-первых, суммы поменьше, а, во-вторых, видимо, надеются, что сделанные по случаю ажиотажа запасы позволят благополучно перенести бремя внешнего долга.

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях