Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Факты, комментарии
29.03.2011 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БЕНЗИНОВОЕ ДЕЖАВЮ

В ближайшее время белорусские водители могут столкнуться с уже давно забытой, но от этого не ставшей менее неприятной проблемой — ограничением отпуска автомобильного топлива на АЗС. Это своеобразное возвращение в прошлое обусловлено ситуацией, сложившейся на топливном рынке.

В ближайшее время белорусские водители могут столкнуться с уже давно забытой, но от этого не ставшей менее неприятной проблемой — ограничением отпуска автомобильного топлива на АЗС. Это своеобразное возвращение в прошлое обусловлено ситуацией, сложившейся на топливном рынке.

Как сообщили в пресс-службе концерна «Белнефтехим», он вынужден принимать срочные меры, чтобы «не допустить дальнейшего увеличения вывоза за рубеж бензина и дизтоплива, приобретенных на белорусских АЗС, и причинения ущерба экономике страны». Правда, несколько дней спустя в концерне уточнили, что пока никаких ограничений не принято и, возможно, обойдется без них. Но проблему «утечки» белорусского топлива за рубеж в Белнефтехиме по-прежнему считают актуальной.

По данным концерна, в январе–феврале 2011 г. на приграничных АЗС Брестской области рост реализации дизельного топлива составил 153% к тому же периоду 2010 г., в Витебской области — 127%, Гомельской — 198%. Аналогичная картина складывается и с автомобильными бензинами различных марок. Прошедшее в начале марта повышение цен на нефтепродукты на внутреннем рынке на 4,5–10,5% ситуацию кардинально не изменило — уж очень велика разница в цене на автомобильное топливо в нашей стране и сопредельных государствах. «По сведениям на 18 марта, цена 1 л дизельного топлива в Литве превышает цену на белорусских АЗС на 85%, в Латвии — на 92%, Польше — на 80%, Украине — на 21%. Стоимость бензина АИ-95 на АЗС в Литве выше, чем в Беларуси, на 61%, в Латвии — на 57%, Польше — на 53%, Украине — на 7%», — сообщается на сайте Белнефтехима.

Немудрено, что многие жители приграничных районов быстро освоили нехитрый бизнес, позволяющий зарабатывать, особо не напрягаясь. Однако могут ли такие «топливные» челноки нанести серьезный ущерб экономике страны? Думаем, что это сильное преувеличение, особенно с учетом того, что в России бензин и солярка много дешевле наших, в Украине они стоят почти столько же (поэтому коммерческий вывоз туда становится бессмысленным), а в Польшу на легковушки действует ограничение в полбака (на грузовики — 200 л). Прикинуть, сколько автомобильного топлива реально вывозится в прибалтийском направлении с целью перепродажи, несложно, но, наверное, не стоит на это тратить время, ведь именно в Витебской области рост потребления автомобильного топлива наименее заметен.

Сказанное означает, что информация, размещенная на сайте Белнефтехима, хоть и имеет под собой реальную основу, преподносится общественности с вполне определенной целью — оправдать будущее ограничение объема продаж бензина и дизельного топлива на АЗС, вызванного причинами, весьма далекими от бизнеса «топливных» челноков. Убыточность работы некоторых сегментов отечественного НПЗ обусловлена новыми нефтяными соглашениями с нашим восточным соседом и, в частности, премией к цене российской нефти, которую, кроме 100% экспортных пошлин на нефтепродукты, произведенные из российской нефти, теперь придется оплачивать белорусам.

Ждет ли нас своеобразное бензиновое дежавю? Напомним, что во времена развала Советского Союза автомобилисты томились в километровых очередях, а канистра 92-го считалась такой же твердой валютой, как и бутылка водки. Когда будут введены ограничения на отпуск автомобильного топлива и какой лимит будет установлен, пока неизвестно, но, похоже, очередного возвращения в прошлое нам не избежать. «Ближайшая мера, которая будет принята, — это ограничение отпуска топлива на приграничных АЗС для покупателей», — сообщила пресс-секретарь концерна Марина Костюченко.

Впрочем, так ли уж виноваты транзитные автовладельцы? Отметим, что, по данным Белстата, цены на бензин в феврале 2011 г. были на 14,6% выше, чем год назад. При этом в январе–феврале 2011 г. было реализовано моторного топлива на 551,3 млрд. Br, что в сопоставимых ценах только на 11,1% больше, чем год назад. Учитывая, что только в январе текущего года в республику было ввезено 15,8 тыс. легковых автомобилей — в 2,1 раза больше, чем в январе 2010 г., рост объема продаж автомобильного топлива выглядит не столь уж ажиотажным.

Постановлением Совмина от 17.03.2011 № 341 утверждены показатели по снижению потребления светлых нефтепродуктов (бензина, керосина, топлива дизельного, биодизельного и моторного) на 2011 г. Данный нормативный акт принят в целях реализации положений Указа Президента от 19.11.2010 № 596 «Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год».

Эти показатели будут доведены до республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных правительству, облисполкомов и Минского горисполкома по подчиненным (входящим в их состав) организациям и хозяйственным обществам, в которых имеется доля государства. Им дан месячный срок на разработку и согласование с Департаментом по энергоэффективности Белстандарта организационно-технических мероприятий, направленных на экономию светлых нефтепродуктов в 2011 г. Но разработкой мероприятий для них дело не ограничится: ежеквартально, начиная с отчета за январь—июнь 2011 г., до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, нужно будет представлять в указанный департамент информацию о ходе выполнения этих мероприятий по утвержденной Минтрансом, Белстандартом и Минэкономики форме.

Отметим, что Мининформ, Минпром, Минсвязи, Минторг, Госпогранкомитет, концерны «Белбиофарм», «Белгоспищепром» и «Беллесбумпром» должны будут выполнять показатель по снижению потребления светлых нефтепродуктов на уровне 5%; Минжилкомхоз, Минздрав, Минкультуры, Минлесхоз, Минобразование, Минсельхозпрод, Минспорта, Минтранс, Минприроды, МЧС, Госкомвоенпром, Управление делами Президента, ГПО «Белэнерго», ОАО «Белтрансгаз», концерны «Беллегпром» и «Белнефтехим», а также все облисполкомы и Мингорисполком — 4%; Минстройархитектуры — 3,5%; ГПО «Белтопгаз» — 2%; «Белкоопсоюз» — 2%. Больше всего повезло Минобороны и МВД: для них показатель по снижению потребления светлых нефтепродуктов установлен на почти незаметном уровне в 1%.

Показатель представляет собой отношение полученных за счет организационно-технических мероприятий объемов экономии светлых нефтепродуктов в отчетном периоде 2011 г. к объему их фактического потребления в соответствующем периоде 2010 г.

Александр ГАНАГО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений