$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Цены

БЕНЗИН ОТВЯЗАЛСЯ ОТ ДОЛЛАРА,©

04.09.2015

а транспортировка и переработка

нефти привязались к спросу

Несмотря на снижение мировых цен на нефть, доходность нефтепереработки на белорусских НПЗ сокращается из-за роста экспортных пошлин на нефть и курса доллара, сообщил заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Виталий Павлов на пресс-конференции, приуроченной к Дню нефтяника.

«Налоговый маневр», введенный Россией в текущем году, не добавил финансового здоровья белорусским НПЗ, признал В. Павлов. К этому добавилось сокращение внутреннего топливного рынка почти на 20%. Компенсировать это падение повышением цен на топливо не планируется, обнадежил представитель «Белнефтехима». Заметим, что это и вряд ли возможно в условиях сокращения доходов населения. К тому же привязка цен на бензин АИ-92 к доллару США, введенная в прошлом году, оказалась бесполезной. Расчеты показали, что это решение эффективно при стоимости нефти 80 USD/барр., а угнаться за изменением ситуации на валютном рынке и вовсе невозможно.

При формировании цены учитывается ряд факторов: экономическая и валютная составляющие, уровень цен в сопредельных государствах, пояснил В. Павлов. При этом наши цены на нефтепродукты несколько выше, чем в РФ, но ниже, чем в Польше и странах Балтии, но позволяют сохранять положительную рентабельность.

Баланс интересов удается поддерживать благодаря усилиям единого топливного оператора — ЗАО «БНК», которая за 7 месяцев т.г. увеличила экспорт нефтепродуктов на 15% по сравнению с январем–июлем 2014 г., сообщил генеральный директор компании Александр Демидов. Он отметил, что высокое качество выпускаемых нефтепродуктов позволяет диверсифицировать поставки на рынки 20 стран мира. «Стратегически мы нацелены на то, чтобы реализовывать максимум продукции на рынках близлежащих стран, которые являются высокопремиальными. Выбранная стратегия себя оправдывает. У нас сокращаются объемы поставок нефтепродуктов (особенно светлых) в порты, страны дальнего зарубежья при максимальной эффективности». В частности, доля поставок в Украину снизилась до 17% общего объема экспорта, что объясняется нестабильностью в этой стране, проблемами с расчетами и формированием цен. Зато особое внимание БНК теперь уделяет поставкам дизтоплива в страны Балтии, а в рамках диверсификации рисков поставляет нефтепродукты в Словакию, Словению, Чехию.

На российский рынок Беларусь с начала года экспортировала 614 тыс. т топлива, выбирая для поставок периоды повышенного спроса. «Из-за падения российского рубля продажи не пострадали, убытков из-за курсовых разниц нет, — рассказал А. Демидов. — Цены корректируем каждый день, при продажах через биржи, по прямым контрактам, учитывается курс мгновенной конвертации. Объемы поставок зависят не столько от цены, сколько характеризуются потребностью рынка. Скорее всего, в этом году поставлено будет немного меньше нефтепродуктов, чем в прошлом, т.к. спрос меньше».

ВАЖНОЕ место в нефтяном бизнесе Беларуси занимает транспортировка. ОАО «Полоцктранснефть Дружба» и «Гомельтранснефть Дружба» обеспечивают бесперебойную поставку сырья на НПЗ и транзит российской нефти в Евросоюз. За январь–июль т.г. они транспортировали 44,2 млн. т нефти, в т.ч. транзитом — 30 млн. т (на 7% больше, чем в аналогичном периоде 2014 г.). До конца года транзит, как и год назад, должен составить 50 млн. т. В ближайшие 3 года нефтетранспортные компании планируют построить 2 нефтепродуктопровода (от «Нафтана» до Фаниполя, и от МНПЗ до Бреста), по которым в среднесрочной перспективе республика будет обеспечиваться дизтопливом и бензином с минимальными транспортными издержками. Строительство ветки от «Нафтана» до Фаниполя протяженностью около 270 км уже начато. Трубопровод от МНПЗ до Бреста находится в стадии проектирования. Общая сумма инвестиций обоих проектов оценивается в 250 млн. USD.

БЕЛОРУССКИЕ НПЗ планируют переработать в этом году 23 млн. т нефти. Работая над своей производственной программой, МНПЗ параллельно реализует проект создания комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков, стоимостью 1,3 млрд. USD, а «Нафтан» строит комплекс замедленного коксования (600 млн. USD). Реализация этих проектов позволит заводам достигнуть глубины переработки порядка 90%, выход светлых нефтепродуктов составит 65–66%. До конца года на МНПЗ будет введен в эксплуатацию комплекс высокооктановых добавок, благодаря которому завод сможет выпускать весь объем бензина с октановым числом 95. Технологическая система по производству бензинов становится достаточно гибкой, и завод может обеспечить работу под конкретный рынок, в зависимости от того, какой продукт ему необходим, прокомментировал В. Павлов.

Инвестиции в программы технического развития НПЗ составляют в текущем году 600 млн. USD. В частности, на «Нафтане» завершается строительство установки первичной переработки нефти АТ-8, которая позволит увеличить объем и глубину переработки.

В. Павлов напомнил, что на долю предприятий концерна «Белнефтехим» приходится около 1/4 всей промышленной продукции страны и 45% всего экспорта. При этом основная роль принадлежит нефтяной отрасли.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА