$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Исследования

Белорусы вынуждены экономить

19.02.2010

Мы оптимистичней многих — такой вывод можно сделать на основании данных Всероссийского центра изучения общественного мнения. ВЦИОМ (в рамках исследовательского консорциума «Евразийский монитор») проанализировал, как мировой кризис отразился на экономиках ряда постсоветских стран и на положении их жителей.

Специалисты, обрабатывающие данные нового исследования*, проведенного в сентябре–ноябре 2009 г., отметили, что белорусы меньше других чувствуют на себе влияние нестабильной экономической ситуации. Таковых среди опрошенных оказалось всего 31%. А вот украинцы, наоборот, наиболее сильно ощутили негативные последствия — так ответили 64% респондентов. В Литве — каждый второй житель (49%), в России — 42% (www.wciom.ru).

Главным «симптомом» кризиса остается рост цен на продукты и услуги — в первую очередь на него указывают украинцы (86%), несколько реже — россияне и белорусы (81 и 79% соответственно). На втором месте — снижение доходов. С ним сталкиваются чаще всего белорусы (45%) и несколько реже — украинцы и россияне (43 и 41% соответственно). Третьим по значимости является отказ от некоторых товаров — на это указало 37% белорусов, 28% украинцев и 23% россиян. На четвертом месте — сокращение заработной платы — с этим в большей степени столкнулись белорусы и россияне (по 20%).

СОЦИОЛОГИ также поинтересовались, как население постсоветских республик справляется с кризисом? Прежде всего путем экономии. Оказалось, что минимизировать затраты на покупки вынуждены, в первую очередь, жители Армении и Украины (65 и 62% соответственно). В России расходы снижает каждый второй, в Беларуси — 45% опрошенных. Люди вынуждены меньше тратить на одежду и обувь, причем в наибольшей степени такая стратегия характерна для жителей Украины (51%) и России (46%). Несколько реже на одежде и обуви экономят в Беларуси и Казахстане (по 41%).

Второй по популярности стратегией является экономия на продуктах питания — ее чаще придерживаются жители Украины и Беларуси (48% и 47% соответственно), несколько реже — россияне (43%) и в наименьшей степени — жители Казахстана (32%).

А вот расходы на отдых в первую очередь урезают жители России (43%), Казахстана (41%) и Украины (39%). Значительно ниже доля таких респондентов в Беларуси — 30% опрошенных. Уменьшают траты на развлечения в России и Казахстане (по 34%), в Беларуси (33%). В Казахстане на приобретении крупной бытовой техники экономят 42% и на других больших покупках — 38%.

ОПРОШЕННЫЕ по-разному оценили стадию кризиса в своем государстве. Так, большинство жителей Литвы уверены, что их страна только входит в кризис (76%). В Украине наиболее распространено мнение, что страна находится на пике кризисной ситуации (51%), а среди жителей Казахстана популярна точка зрения, согласно которой страна уже выходит из трудного положения (42%).

А вот россияне и белорусы дали неоднозначные оценки: так, в России респонденты практически в равной степени склонны считать, что страна находится на пике кризиса (31%) и что она уже выходит из него (29%), в Беларуси так думают 30% и 35% соответственно.

Анна ФЕДОРОВА
 
 
* Напомним, что пилотное исследование по проекту «Евразийский монитор» («Барометр интеграции») впервые было проведено в апреле 2004 г. при участии ВЦИОМ, социологической лаборатории «Новак» (Беларусь) и Донецкого информационно-аналитического центра (Украина). Второй тур прошел в сентябре 2004 г. и включал на этот раз также Казахстан.
С тех пор ученые неоднократно интересовались настроениями жителей государств постсоветского пространства, их социальным и экономическим самочувствием, отношением к происходящим там событиям и процессам и т.д. Причем круг стран, охваченных исследованием, значительно вырос. Например, летом 2008 г. в ходе опроса «Взаимные интересы граждан СНГ как основания интеграции: что нас сближает, чем мы интересны друг другу» на вопросы ученых отвечали респонденты 13 государств.
«Евразийский монитор» во многом заимствует и развивает идеи «Евромонитора» — действующей программы ЕС.