Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Белорусы верят в возможности работы не «на дядю». Но неохотно задумываются о приходе в бизнес

Фото: freepik

Около 10% жителей Беларуси задумываются об открытии собственного дела. Основная их мотивация – повышение своих доходов, а не желание сменить сферу деятельности как таковую. Такой вывод можно сделать из исследования в рамках «Глобального мониторинга предпринимательства», проведенного Между­народной финансовой корпорацией (IFC) и белорусским исследовательским центром.

О намерении заняться бизнесом сообщили 9,7% опрошенных белорусов; 8,5% оказались заняты в предпринимательстве на данный момент, из них большинство – владельцы недавно созданного бизнеса.

Более 70% опрощенных действующих предпринимателей заявили, что их мотивом для прихода в бизнес было желание обеспечить высокое благосостояние. Примерно половина при этом рассматривала работу не по найму как основной источник дохода. Примерно каж­дый пятый сообщил, что таким образом продолжил семейное дело. Около 20% также отметили желание позитивных изменений в целом.

Так что финансовая составляющая выступает основным фактором для прихода в частный бизнес.

Предпринимательская самооценка в рамках исследования включает оценку наличия благоприятных возможностей для открытия бизнеса, собственных знаний, квалификаций и опыта, страха провала и наличие знакомств с другими предпринимателями.

И здесь ответы предпринимателей и не занятых в бизнесе людей продемонстрировали ряд существенных различий.

Большинство предпринимателей лично знакомы с другими коллегами (81,8%), тогда как лишь 47,4% непредпринимателей сообщили, что они знакомы с представителями бизнеса.

Практически все предприниматели (91%) считают, что обладают необходимыми знаниями и навыками, которые нужны для ведения бизнеса.

Большинство белорусов не верит, что у нас хорошие условия для бизнеса. Охотнее верят действующие владельцы и руководители.

Поэтому оценка благоприятных возможностей для открытия бизнеса находится на среднем уровне.

Лишь 28,5% не­предпринимателей положительно оценили условия для открытия бизнеса в РБ.

Предприниматели в своих оценках настроены чуть более оптимистично: около 40% из них полагают, что в стране созданы благоприятные условия для старта собственного дела.

В то же время страх провала, который мешает рискнуть и начать свое дело, в 3 раза выше среди остальных респондентов (39%), чем среди предпринимателей (12,5%). Что впо­лне логично.

При этом те, кто считает себя обладающими необходимым уровнем компетенций и навыков, гораздо чаще знакомы с предпринимателями, гораздо более позитивно оценивают существующие условия для открытия бизнеса и реже отмечают страх провала как барьер.

Также опрос выявил около 2% респондентов, которые вышли из бизнеса за последний год. Они в большинстве своем заявили , что их выход из бизнеса – это вынужденное решение.

Среди причин на первом месте – нерентабельность. Далее идут появившаяся возможность продажи биз­неса, семейные или личные обстоятельства, бюрократические препоны.

В целом около 70% опрошенных считают, что предпринимательство – это удачный карьерный выбор, и согласны с утверждением о высоком социальном статусе бизнесменов.

В сравнении с другими государствами, где также проведено это исследование, Беларусь принадлежит к группе стран с самым низким уровнем оценки собственных предпринимательских способностей.

Только 38% обычных белорусов, непредпринимателей, считают, что обладают знаниями и навыками, необходимыми для ведения бизнеса.

Беларусь занимает 15 место из 54 стран, участвовавших в исследовании, по доступности и качеству физической инфраструктуры и услуг, что говорит о том, что этот фактор может быть конкурентным преимуществом страны, и о нем необходимо активнее информировать широкую общественность.

В то же время наиболее проблемной областью в Беларуси среди рамочных условий для предпринимательства является предпринимательское образование в школах (41-е место). Детей не учат предприимчивости. Некому, да и до недавнего времени это совсем не вписывалось в государственную идеологию.

* * *

В национальном опросе приняли участие более 2 тыс. человек, относящихся к широким слоям населения и не обязательно занятых в бизнесе. Также проведена отдельная экспертная сессия и дополнительное анкетирование для тех, кто оказался предпринимателями.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by