Белорусы верят в возможности работы не «на дядю». Но неохотно задумываются о приходе в бизнес
Около 10% жителей Беларуси задумываются об открытии собственного дела. Основная их мотивация – повышение своих доходов, а не желание сменить сферу деятельности как таковую. Такой вывод можно сделать из исследования в рамках «Глобального мониторинга предпринимательства», проведенного Международной финансовой корпорацией (IFC) и белорусским исследовательским центром.
О намерении заняться бизнесом сообщили 9,7% опрошенных белорусов; 8,5% оказались заняты в предпринимательстве на данный момент, из них большинство – владельцы недавно созданного бизнеса.
Более 70% опрощенных действующих предпринимателей заявили, что их мотивом для прихода в бизнес было желание обеспечить высокое благосостояние. Примерно половина при этом рассматривала работу не по найму как основной источник дохода. Примерно каждый пятый сообщил, что таким образом продолжил семейное дело. Около 20% также отметили желание позитивных изменений в целом.
Так что финансовая составляющая выступает основным фактором для прихода в частный бизнес.
Предпринимательская самооценка в рамках исследования включает оценку наличия благоприятных возможностей для открытия бизнеса, собственных знаний, квалификаций и опыта, страха провала и наличие знакомств с другими предпринимателями.
И здесь ответы предпринимателей и не занятых в бизнесе людей продемонстрировали ряд существенных различий.
Большинство предпринимателей лично знакомы с другими коллегами (81,8%), тогда как лишь 47,4% непредпринимателей сообщили, что они знакомы с представителями бизнеса.
Практически все предприниматели (91%) считают, что обладают необходимыми знаниями и навыками, которые нужны для ведения бизнеса.
Поэтому оценка благоприятных возможностей для открытия бизнеса находится на среднем уровне.
Лишь 28,5% непредпринимателей положительно оценили условия для открытия бизнеса в РБ.
Предприниматели в своих оценках настроены чуть более оптимистично: около 40% из них полагают, что в стране созданы благоприятные условия для старта собственного дела.
В то же время страх провала, который мешает рискнуть и начать свое дело, в 3 раза выше среди остальных респондентов (39%), чем среди предпринимателей (12,5%). Что вполне логично.
Также опрос выявил около 2% респондентов, которые вышли из бизнеса за последний год. Они в большинстве своем заявили , что их выход из бизнеса – это вынужденное решение.
Среди причин на первом месте – нерентабельность. Далее идут появившаяся возможность продажи бизнеса, семейные или личные обстоятельства, бюрократические препоны.
В целом около 70% опрошенных считают, что предпринимательство – это удачный карьерный выбор, и согласны с утверждением о высоком социальном статусе бизнесменов.
Только 38% обычных белорусов, непредпринимателей, считают, что обладают знаниями и навыками, необходимыми для ведения бизнеса.
Беларусь занимает 15 место из 54 стран, участвовавших в исследовании, по доступности и качеству физической инфраструктуры и услуг, что говорит о том, что этот фактор может быть конкурентным преимуществом страны, и о нем необходимо активнее информировать широкую общественность.
В то же время наиболее проблемной областью в Беларуси среди рамочных условий для предпринимательства является предпринимательское образование в школах (41-е место). Детей не учат предприимчивости. Некому, да и до недавнего времени это совсем не вписывалось в государственную идеологию.
* * *
В национальном опросе приняли участие более 2 тыс. человек, относящихся к широким слоям населения и не обязательно занятых в бизнесе. Также проведена отдельная экспертная сессия и дополнительное анкетирование для тех, кто оказался предпринимателями.