$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

БЕЛОРУСЫ СТРОЯТ МОДЕЛЬ СОЮЗНОГО АУДИТА©

09.12.2014

На заседании Постоянной комиссии по экономике и финансам Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ в Санкт-Петербурге одной из главных тем повестки дня стал третий этап рассмотрения проекта модельного закона «Об аудиторской деятельности». О его проведении рассказывает заместитель председателя Ассоциации аудиторских организаций Евгений ГЕРШТЕЙН.

В ходе обсуждения не раз возникали дискуссии по ряду предлагаемых законодательных норм, по которым у сторон имеются разные позиции. Общим здесь является стремление создать взаимоприемлемый компромиссный вариант модельного закона, регулирующего аудиторскую деятельность в СНГ.

Инициатором этой работы в конце прошлого года выступила белорусская Ассоциация аудиторских организаций. В последнем варианте законопроекта учтены конструктивные замечания и предложения, поступившие после заседания Постоянной комиссии в мае т.г. В частности, свою лепту внесли Сенат Парламента Казахстана и его отдельные депутаты, секретариат Совета Республики Национального собрания РБ, правового управления аппарата Совета Федерации Федерального собрания РФ, Комитета по экономике и коммуникации Меджлиса Таджикистана и другие.

Проект модельного закона состоит из 25 статей, где сформулированы основные принципы и правовые аспекты аудиторской деятельности, ее государственного регулирования, права и обязанности аудиторов и их клиентов, функции и полномочия общественных объединений. На всех этапах подготовки законопроекта проанализировано более 70 поправок, более половины из них учтены. Полагаю, что окончательный вариант достаточно привлекателен для гармонизации законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в странах СНГ. Этот законопроект одобрен и выносится для включения в повестку дня пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, которое состоится в апреле–мае следующего года.

Напомню, что в соответствии с п. 26 Протокола по финансовым услугам (приложение № 17 к Договору о Евразийском экономическом союзе) государства — члены ЕАЭС обязались осуществить выработку гармонизированных требований к проведению аудита на основе Международных стандартов аудита.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Продолжается совершенствование законодательства об аудиторской деятельности и в отдельных странах СНГ, включая Беларусь.

Так, ко второму чтению готовится проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь». Он предусматривает исключение из перечня лиц, подлежащих обязательному аудиту, коммерческих организаций, уставные фонды которых частично или полностью сформированы за счет иностранных инвестиций. Таким образом, законодатели намерены исправить «накладку», вызванную тем, что одновременно с Законом от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» был отменен Инвестиционный кодекс, в котором содержалось определение коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Получилось, что любые предприятия независимо от доли и размера зарубежного капитала подлежат обязательному аудиту, который им зачастую не нужен. С принятием изменений в Закон № 56-З такие компании будут проводить обязательный аудит лишь в том случае, если они являются общественно значимыми организациями или объем их выручки превысит 5 млн. EUR в год.

* * *

Президент РФ Владимир Путин подписал на прошлой неделе закон, устанавливающий, что аудит в РФ будет осуществляться в соответствии с международными стандартами (МСА), которые принимает Международная федерация бухгалтеров. Аудиторские организации должны будут перейти на МСА на следующий год после признания их на территории РФ. При этом правительство до 1.10.2015 г. должно определить порядок признания МСА, а признаны они должны быть не позднее 2 лет со дня вступления в силу этого порядка. До того саморегулируемые организации аудиторов должны разработать проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, которые утвердит уполномоченный федеральный орган.

В законе также установлена норма об участии аудиторов, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в открытых конкурсах на проведение аудита бухгалтерской отчетности организации, если объем ее выручки не превышает 1 млрд. RUB. Кроме того, в список лиц, которые не могут осуществлять аудит банков, добавлены аудиторские организации и их работники, если ими были заключены кредитные договоры или договоры поручительства с этими банками либо им была выдана банковская гарантия.

В список полномочий аудиторской организации добавляется пункт об информировании учредителей или руководителей аудируемого лица о выявленных случаях коррупции и других нарушений законодательства РФ. Представители аудируемого лица обязаны рассмотреть эту информацию и в письменной форме проинформировать аудитора о результатах анализа. В противном случае аудиторская организация обязана проинформировать о нарушении уполномоченные государственные органы. Одновременно расширен круг лиц, которые вправе обратиться в суд с заявлением о признании аудиторского заключения заведомо ложным.

Помимо этого изменяются условия для включения некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Она должна объединить не менее 10 тыс. физических лиц вместо нынешних 700, или не менее 2 тыс. коммерческих организаций (ранее — 500).

* * *

Интересно, что закрепив применение международных стандартов аудита в РФ, российские законодатели намерены запретить в стране работу транснациональных аудиторских компаний. В Госдуму 3 декабря внесен проект закона, запрещающего иностранным юридическим и физическим лицам, зарегистрированным в «стране-агрессоре», и российским юридическим лицам, аффилированным или зависимым от таких иностранных лиц, оказывать на территории России аудиторские, юридические и иные консультационные услуги госбанкам, а в дальнейшем — остальным государственным и стратегическим предприятиям. Правительство также сможет запрещать иные виды деятельности на территории России. При этом «страной-агрессором» будет считаться иностранное государство, вводящее санкции против России.

В пояснительной записке к проекту говорится, что его целью является «создание правовых основ для обеспечения экономического суверенитета РФ и устойчивого развития российской экономики путем формирования системы государственных гарантий и мер защиты национальной экономики, а также обеспечения сохранения конфиденциальности сведений бухгалтерской и финансовой документации ведущих российских организаций и защиты государственной тайны». В частности, по мнению авторов проекта, передача рабочей документации аудиторских компаний РФ, входящих в международные сети, в зарубежные офисы для проведения контроля качества грозит утечкой информации иностранным конкурентам и спецслужбам.

Проект документа был готов еще в конце июля этого года, однако дату внесения перенесли на декабрь. Саму идею в комитете Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству пока назвали малоперспективной. Однако ряд политиков с этим не согласны. Они считают, что местный рынок аудита давно пора сделать «более национальным» и создать условия «для развития отечественных аудиторских компаний». Отметим, что аудит международных аудиторских фирм и прежде всего «Большой четверки» востребован как необходимое условие доступа на мировые рынки капитала. Но с учетом санкций, наложенных на ряд российских компаний Западом, этот вопрос становится неактуальным. С другой стороны, «надавив» на Big-4, российские власти пытаются подать сигнал о необходимости смягчения санкций.