Белорусы больше доверяют платежным картам, но чаще попадаются на удочку мошенников
Жители нашей страны постепенно отказываются от налички – они все активнее пользуются банковскими картами. Платят посредством Visa, MasterCard, БелКарт за товары и услуги они чаще, чем снимают наличные рубли в банкоматах. В предшествующие годы такого не было. Но эти прогрессивные явления, увы, вызывают неизвестные ранее проблемы.
По данным статистического бюллетеня Нацбанка, объем операций с использованием банковских карт за 9 месяцев 2019 г. составил 52 538 млн рублей, увеличившись на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При этом снизилась доля операций по получению наличных денежных средств в банкоматах и кассах банков. Если в прошлом году 50,8% всех операций еще были связаны со снятием наличных, то в текущем году оборот безналичных платежных операций впервые превысил объем по снятию денег в банкоматах: доля снятия наличных упала до 54,7% объема всех транзакций.
Увеличение объема безналичных расчетов связан с ростом числа организаций, которые могут обслуживать держателей карточек. Если по состоянию на 1 октября прошлого года в стране было установлено 157 126 платежных терминалов, то уже 1 октября текущего их количество выросло до 167765 единиц, т.е. на 6,7%.
В то же время согласно представленным данным сеть банкоматов и устройств для обслуживания держателей карточек перестала расти и даже сокращается. За последние 12 месяцев количество банкоматов незначительно выросло (+0,1%), а вот пунктов выдачи наличных денежных средств и инфокиосков стало меньше – на 10,6% и 2,2% соответственно. Полагаем, что это связано с оптимизацией банками своих отделений и развитием каналов дистанционного обслуживания клиентов.
Обратная сторона активного пользования платежными картами – рост числа кибер-преступлений, связанных с хищением денежных средств.
Нацбанк даже опубликовал специальное сообщение на своем сайте о том, что в стране участились случаи телефонного мошенничества – вишинга. Особенность этого вида мошенничества заключается в том, что преступники представляются работниками банка и пытаются обманом узнать конфиденциальную информацию, чтобы получить доступ к банковской карте клиента. Нацбанк предупреждает, что сотрудник банка при звонке клиенту заранее должен знать все необходимые ему данные.
Прочитать больше на эту тему можно в публикации Как не стать жертвой вишинга