Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Промышленность
22.03.2005 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Белорусское станкостроение:

что в "портфеле" у конструкторов?

что в "портфеле" у конструкторов?

В "НЭГ" № 82 за 2004-10-26г. был опубликован материал  "Станкостроительная отрасль продолжает падение" о проблемах отечественного станкостроения. Напомним, что для реанимации этой отрасли правительством утверждена государственная программа "Станкостроение" на 2003-2010гг. и образована новая структура "Белстанкоинструмент", объединившая финансовые и интеллектуальные ресурсы станкостроительных предприятий страны. Координатором ее назначен институт "Белоргстанкинпром". Наш корреспондент встретился с генеральным  директором  УП  "Институт  Белоргстанкинпром"  Иосифом ГАУХШТЕЙНОМ и попросил его ответить на некоторые вопросы, касающиеся перспектив развития отрасли.

- Иосиф Самуилович, а нужно ли нам вообще развивать собственное станко- строение, выпускающее технически устаревшее оборудование? Не лучше ли закупать современные аналоги у мировых производителей?

- Для Беларуси собственное станкостроение - вопрос стратегической важности. Без станкостроения не получит развития автомобилестроение. А ведь известно, что одно рабочее место в этой отрасли создает 8-10 мест в смежных областях. Да и потом, даже в своем проблемном состоянии наши предприятия способны конкурировать на рынках России, Индии и Китая с ведущими продуцентами станков. Это тот потенциал, который позволяет создавать образцы новой техники.

- Но ведь известно, что любая копия заведомо хуже оригинала. В свое время японские и корейские фирмы начинали свой путь на мировой рынок с покупки лицензий. Есть ли у нас подобный опыт?

- В 1992 году Гомельский станкостроительный завод им. Кирова с помощью правительства освоил выпуск фрезерных станков по лицензии немецкой фирмы Hekkert. Сегодня предприятие поставляет их в Америку, Германию, Италию. Но прошло уже более 10лет, и конструктивно это оборудование устарело. Мы договариваемся с несколькими европейскими фирмами наладить совместное производство станков и отдельных компонентов, чтобы потом продавать оборудование на рынках России и Европы.

- Какие еще совместные проекты в "портфеле" у ваших конструкторов?

- Подписали протокол о намерениях с известной немецкой фирмой Artur Klink, которым предусматривается, что фирма наладит на Минском станкостроительном заводе им.Кирова выпуск современного оборудования и поможет реализовывать его на европейском рынке.

В Беларуси плодотворно работает хорватская фирма Riko, которая за последние три года осуществила четыре проекта по внедрению новых линий на МАЗе общей стоимостью более 20 млн. евро. Сейчас она участвует в тендерах на поставку оборудования на МТЗ, борисовский завод "Гидроусилитель", барановичский "Атлант". Ведутся работы по переоснащению ВАЗа, КАМАЗа и других крупных машиностроительных предприятий. Подписан, в частности, договор, по которому в своих проектах фирма будет использовать и оборудование белорусских заводов.

- При проработке этих проектов как-то определяются будущие рынки сбыта, номенклатура выпускаемых изделий?

- Мы не можем, скажем, производить все 360 типоразмеров оборудования. Понятно также и то, что в ближайшие десятилетия мы не сможем конкурировать с Америкой, Германией, Японией - лидерами мирового производства.  Нужно выпускать ту продукцию, которая наиболее востребована у нас в стране, в России, странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Например, зуборезное оборудование. В Витебске сохранился единственный завод "Вистан", способный при соответствующей государственной поддержке закрыть потребности в оборудовании такого рода в Беларуси и России. Но российский рынок - это всего 4 тыс. единиц в год, в то время как мы можем выпускать значительно больше. Зато такое оборудование может быть востребовано в Китае и Индии, где в советские времена мы строили машиностроительные предприятия.

То есть мы определились со своей рыночной нишей и пытаемся подтянуть уровень выпускаемого оборудования до мирового. И без поддержки государства не обойтись. Мы находимся лишь в начале пути и пока обозначили основные приоритеты финансирования, которые одобрило руководство страны.

- Для того чтобы реализовать качественные характеристики современных станков, нужен еще и соответствующий инструмент. Не получится ли так, что новое оборудование придется комплектовать исключительно импортным инструментом?

- Что касается инструмента, то мы понимаем, что это неотъемлемая часть всего технологического процесса. И если в части конструирования станков мы позади на десятки лет, то по части инструмента наше отставание еще более значительно. В Беларуси всего три инструментальных завода: в Борисове, Орше и Минске. К сожалению, в свое время все они были ориентированы исключительно на выпуск массового инструмента для таких гигантов, как ВАЗ, КАМАЗ. Когда ситуация изменилась, эти предприятия перешли на гибкие металлообрабатывающие комплексы с применением ЧПУ, и продукция перестала соответствовать запросам потребителей.

Мы предусматриваем создание совместных производств качественного инструмента с известными западными фирмами. В первую очередь того инструмента, который не производится в Беларуси и России. Привлекли к сотрудничеству несколько известных фирм. Но прежде нужно определиться, на каких условиях и где конкретно будут осуществляться инвестиции, на каких рынках будет продаваться продукция, так как инвестиции, обеспечивающие рентабельность такого производства, значительно перекрывают потребности белорусского рынка.

Ведем работу и с нашими академическими институтами. К примеру, в Беларусь ежегодно ввозится порядка 500 тыс. шлифовальных кругов. По государственной программе замещения импорта наши ученые разработали технологию их изготовления и получили опытные образцы, не уступающие зарубежным аналогам. Но опять вопрос: где взять деньги на запуск этих изделий в серийное производство?

То же самое можно сказать и о твердо-сплавных пластинах, применяемых при изготовлении высокопроизводительного инструмента. Такие изделия в Беларуси не производятся. Молодечненский завод порошковой металлургии готов их запустить в производство, однако этого мало, так как нужно еще сделать специальное оборудование, а для этого нужны инвестиции.

Но мы будем обязательно реализовывать наши проекты. Уже ведутся переговоры с одной из западных фирм о производстве целой гаммы точного инструмента для станков с ЧПУ.

- Планируется ли выпуск белорусского ЧПУ?

- В последнее время активно обсуждаем эту тему с компаниями Siemens и Mitsubishi. Известен и адрес реализации проекта - Минское объединение вычислительной техники. К концу этого года белорусский ЧПУ, надеемся, уже появится. Тем более что опыт создания таких сложных электронных устройств на предприятии есть, ведь еще в советские времена минские ЭВМ были задействованы практически на всех гражданских и военных вычислительных центрах. Вполне возможно, некоторые компоненты будем закупать за рубежом. Так что современная составляющая для наших станков будет обновлена раньше, чем сами станки.

- Когда, на ваш взгляд, можно будет говорить о первых результатах программы по модернизации станкостроительной отрасли в Беларуси?

- Возможно, уже к концу этого года. Другое дело, что новая продукция должна быть востребована нашими машиностроительными предприятиями. А это зависит от экономического положения всей отрасли, и в первую очередь от того, насколько хорошо продукция этих предприятий будет продаваться в той же России.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений