Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №92(2587) от 06.12.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4532
EUR:
2.5673
RUB:
3.9491
Золото:
141.52
Серебро:
1.81
Платина:
80.37
Палладий:
151.28
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Транспортники снизили обороты на фоне санкций

Фото: freepik.com

В апреле 2022 г. грузовой автомобильный транспорт попал под санкционные ограничения стран Евросоюза. А с мая и транзит газа по магистральному газопроводу «Ямал – Европа» осложнен российскими контрсанкциями.

Обмеление газового транзита

В I квартале 2022 г. отечественный транспорт показывал относительно неплохие результаты. Перевозки грузов в тоннах сократились на 8% к уровню сопоставимого периода 2021 г. При этом в январе-марте практически все снижение показателей обеспечил трубопроводный транспорт. Без учета трубопроводного транспорта грузоперевозки в пересчете на тонны сократились менее чем на 1%.

Отметим, что ухудшение показателей трубопроводного транспорта связано с уменьшением объемов транзитной перекачки углеводородов через территорию Беларуси. Падение транзита в страны Европы имело место в прошлом году и продолжилось в текущем.

В апреле Польша представила собственный санкционный список в отношении российских активов на территории страны, уточнивший санкционный список ЕС. Ограничительные меры польской стороны предусматривали заморозку осуществления прав на акции и другие ценные бумаги, а также заморозку дивидендов. В частности, на Газпром были наложены ограничения в рамках деятельности EuRoPol GAZ S.A. Напомним, Газпром выступает бенефициаром около 48% акций польской компании – совладельца газопровода «Ямал – Европа» – EuRoPol GAZ S.A.

В мае РФ приняла ответные меры. Российские контрсанкции введены против 31 компании, в числе которых оказалась и польская EuRoPol GAZ S.A. По словам официального представителя Газпрома Сергея Куприянова, контрсанкции России запретили использовать принадлежащий компании EuRoPol GAZ S.A. магистральный газопровод для прокачки российского газа через Польшу.

В конце мая Польша сообщила о денонсации межправительственного соглашения с Россией о поставках газа от 1993 г. Поскольку польский участок газопровода «Ямал – Европа» конструктивно связан с белорусским участком, все вышеперечисленное привело к выпадению объемов транзитной перекачки газа через Беларусь.

Санкции в отношении грузового автотранспорта

В апреле ЕС принял пятый пакет санкций против России, который затронул и Беларусь. Так, согласно постановлению Совета ЕС от 08.04.2022 № 2022/577 для автомобильных перевозчиков РБ с 9 апреля введен запрет на перевозку грузов автомобильным транспортом по территории ЕС, в т.ч. транзитом (с не­которыми исключениями). Практически сразу белорусские власти ввели в действие контрсанкционный пакет. С 16 апреля грузовые автомобили и тягачи, зарегистрированные в Евросоюзе, могут следовать в Беларусь (в т.ч. транзитом) через пункты пропуска только в специально установленные места для проведения грузовых операций и перецепки.

Начиная с периода «январь-май» 2022 г. Белстат исключил из оперативно публикуемой информации данные о грузовых перевозках транспорта, оставив лишь показатель грузооборота (в тонно-километрах). Также из общего доступа была перемещена статистика о показателях в разрезе видов транспорта – железнодорожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного.

В связи с этим последние оперативные данные о грузовых перевозках по видам транспорта обнародованы за апрель 2022 г. На тот месяц оперативная оценка падения объема грузоперевозок в тоннах трубопроводным транспортом составляла 29% к уровню апреля 2021 г., железнодорожным – на 21,5%, автомобильным – на 24,1%, воздушным – на 73,9%.

Валовые показатели и вклад в динамику экономики

По итогам 7 месяцев 2022 г. грузооборот транспорта составил 53 215 млн т-км, что на 23,9% меньше, чем за сопоставимый период 2021 г.

Справочно: за январь-июль 2021 г. Белстат фиксировал рост грузооборота к показателям 2020 г. на 1,5%. Грузооборот по итогам июля относительно июля 2021 г. упал на 35,5% – до 6824,9 млн т-км.


Ежемесячно Белстат публикует данные о динамике ВВП и валовой добавленной стоимости по некоторым укрупненным видам экономической деятельности. Согласно оперативным оценкам Белстата, ВВП Беларуси сократился за январь-июль на 5,2% к уровню сопоставимого периода 2021 г. При этом валовая добавленная стоимость по секции «транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность» сократилась за 7 месяцев на 16,0% в реальном выражении. Спад добавленной стоимости в секции уменьшил реальный ВВП Беларуси на 0,95–1 п.п. Если бы в секции отсутствовала негативная динамика, сокращение ВВП могло составить не 5,2%, а около 4,2%.

По итогам июля 2022 г. валовая добавленная стоимость в секции «транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность» упала на ≈26% к уровню июля 2021 г. Это обеспечило сокращение реального ВВП за месяц на 1,4 п.п.

Согласно оценкам Евразийского банка развития, реальный ВВП Беларуси в июле 2022 г. уменьшился на 10,1%. Таким образом, падение добавленной стоимости в транспортно-­логистической отрасли за июль существенно замедлило белорусскую экономику.

Заработные платы и движение кадров

Размеры заработных плат у занятых в отрасли немного ниже среднего уровня в экономике. Так, за январь-июнь 2022 г. номинальная начисленная среднемесячная зарплата в Беларуси составила 1571,3 руб., в т.ч. за июнь – 1626,5 руб. Показатели у работников в секции «транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность» – 1507,8 руб. по итогам 6 месяцев и 1538,5 руб. за июнь.

Средняя начисленная заработная плата за 6 месяцев по экономике в реальном выражении сократилась к сопоставимому периоду 2021 г. на 0,3%, а по транспортной секции выросла на 0,7%. Средняя начисленная заработная плата в июне 2022 г. по сравнению с июнем 2021 г. сократилась в реальном выражении на 4,2% по Беларуси и на 4,5% – по транспортной деятельности, складированию, почтовой и курьерской деятельности.

По итогам января-июня 2022 г. в Беларуси оценили среднесписочную численность работников на уровне 2630,1 тыс. человек. По сравнению с сопоставимым периодом 2021 г. показатель снизился на 2,4%. В июне среднесписочная численность работников составила 2644,1 тыс. человек и снизилась к июню 2021 г. на 2,0%.

Среднесписочная численность по транспортной деятельности, складированию, почтовой и курьерской деятельности за 6 месяцев 2022 г. составила 175,6 тыс. человек, что на 4,5% ниже, чем за 1-е полугодие 2021 г. В июне среднесписочная численность в отрасли уменьшилась на 4,0% к июню 2021 г. – до 174,7 тыс. человек.

Справочно: оперативные данные по численности приводятся по работникам юридических лиц со средней численностью работающих 16 человек и более всех форм собственности за некоторыми исключениями. Оперативная статистика не затрагивает микробизнес (до 16 человек), подающий отчеты с меньшей периодичностью (реже раза в месяц).


За 6 месяцев 2022 г. наниматели в белорусской экономике приняли на работу 277,2 тыс. человек, уволив за тот же период 332,0 тыс. Соотношение принятых и уволенных работников по стране составило 83,5%. Соотношение принятых и уволенных работников в транспортной деятельности, складировании, поч­товой и курьерской деятельности было хуже, чем в целом по экономике, – 72,1% за январь-июнь 2022 г. За 6 месяцев наниматели в отрасли уволили 17,1 тыс. человек и приняли за тот же период 12,3 тыс.

Рентабельность в отрасли упала к прошлому году

Выручка организаций транспорта (с количеством работающих не менее 16 человек) составила за 6 месяцев 2022 г. 10 437,2 млн руб. По сравнению с сопоставимым перио­дом 2021 г. выручка сократилась в номинале (без поправки на рост цен) на 0,3%.

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг на транспорте по итогам января-июня 2022 г. составила 724,0 млн руб. Относительно сопоставимого периода прошлого года прибыль от реализации в отрасли снизилась в номинале на 18,7%. Прибыль до налогообложения на транспорте за 6 месяцев составила 467,0 млн руб. (–43,3% к уровню 2021 г. в номинале), чистая прибыль – 328,4 млн руб. (–46,5% к 2021 г.). При этом чистая прибыль прибыльных организаций составила 577,0 млн руб. (–12,4% к 2021 г.), а чистые убытки убыточных – 248,6 млн руб. (рост в 5,5 раза).

График.jpg

Средняя рентабельность продаж в отрасли по итогам 6 месяцев 2022 г. составила 6,9% при 8,5% за тот же период 2021 г. Сравните: средний уровень рентабельности по экономике достиг 8,6% (при 7,9% годом ранее). Средний уровень рентабельности на транспорте отличается по месяцам. В январе рентабельность продаж по отрасли составила 8,2%, в феврале – 7,3%, в марте – 16,7%, в апреле – 0,9%, в мае – 2,2%, в июне – 1,8%.

По итогам 6 месяцев около 26,7% отчитавшихся организаций транспорта были нерентабельны, а 36,3% показали рентабельность в пределах 0–5%. Средние доли таких категорий компаний по экономике – 21,5% и 30,8% соответственно.

За январь-июнь 2022 г. 14,0% организаций отрасли показали рентабельность не ниже 10%; 5,5% бизнесов – не менее 20% и 3,3% компаний – рентабельность от 30%. В среднем по экономике данные категории организаций составили 29,1%, 9,2% и 3,5% от всех отчитавшихся.

Валовые обязательства транспортников снизились

Суммарная задолженность организаций транспорта на 1 июля 2022 г. – 66 22,2 млн руб. По сравнению с 1 января размер задолженности в номинале упал на 8,4%, а к 1 июля 2021 г. показатель сократился на 10,2%.

Просроченная часть суммарной задолженности в отрасли достигла 358,2 млн руб. (рост на 21,9% к 1 января и на 10,2% к 1 июля 2021 г.). Удельный вес просроченных обязательств на отчетную дату составил 5,4% при 6,4% в среднем по экономике.

Кредиторская задолженность на 1 июля 2022 г. – 2999,7 млн руб. (–10,3% к 1 января и –18,0% к 1 июля 2021 г.). Просроченная кредиторская задолженность на отчетную дату достигла 337,8 млн руб. (+21,1% к 1 января и +10,8% к 1 июля 2021 г.). Удельный вес просроченных обязательств составил 11,3% при 12,8% по экономике.

Задолженность по кредитам и зай­мам на 1 июля 2022 г. составила 3622,6 млн руб. (–6,8% к 1 января и –2,5% к 1 июля 2021 г.). Просроченная задолженность по кредитам и займам на отчетную дату достигла 20,4 млн руб. (+36,0% к 1 января и +1,3% к 1 июля 2021 г.). Удельный вес просроченных обязательств составил 0,6% против 2,1% по экономике.

Дебиторская задолженность на 1 июля 2022 г. – 2449,2 млн руб. (–20,2% к 1 января и –20,0% к 1 июля 2021 г.). Просроченная дебиторская задолженность на отчетную дату достигла 273,4 млн руб. (+10,3% к 1 января и +20,9% к 1 июля 2021 г.). Удельный вес
просроченных обязательств составил 11,2% при 13,9% по экономике.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by