Белорусские предприниматели говорят о падении доходов и размышляют, как вывести бизнес из страны
Образовательная компания Like Центр изучила настроения белорусских предпринимателей и влияние сложившейся политической обстановки на бизнес-климат страны.
Результаты исследования показали, 64,2% белорусских предпринимателей считают внутреннюю политическую нестабильность причиной падения доходов бизнеса в этом году. 23,7% из них оценили убытки в диапазоне от 1 000 до 3 000 BYN (около 30 000 – 90 000 рублей), 12,8% недополучили от 3 000 BYN до 10 000 BYN (около 90 000 – 300 000 рублей), 18,7% отметили незначительные потери до 1 000 BYN (около 30 000 рублей).
6,2% респондентов заявили, что политическая обстановка заставила их задуматься о том, чтобы закрыть бизнес. Еще 15,4% участников опроса признались, что не видят возможности для развития бизнеса в той ситуации, что сложилась в Беларуси, и ищут решения, чтобы вывести бизнес в другую страну.
Внутренняя напряженность в Беларуси повлияла и на начинающих предпринимателей. Почти каждый третий из тех, кто думал начать бизнес, отказались от идеи: 17,2% решили, что сейчас не лучшее время для запуска, 11,3% не смогли справиться трудностями, возникшими в связи со сложной обстановкой в стране, а 27,3% респондентов засомневались и теперь не знают, как быть со своим проектом. Главным ограничивающим фактором начинающие предприниматели отметили возросшие после августовских событий риск и неопределенность (56,8%). Также участники опроса упоминали сложности, связанные с привлечением инвестиций: 22,7% обнаружили, что в условиях неопределенности вкладывать деньги в стартап отказались даже те, кто был готов ранее.
«Бизнес чувствителен к внутренней политической обстановке. Нестабильность порождает неопределенность, неопределенность — страх, который усиливает внутреннее сопротивление начинающих предпринимателей и мешает им сделать шаг. В такой ситуации они часто склонны отказываться от запуска собственного дела. Действующим бизнесменам отступать некуда. Они пытаются найти новые точки опоры: оптимизируют работу, переходят на удаленку, меняют бизнес-модели и т. д. Но это, скорее, временное явление и в итоге бизнес, так или иначе, адаптируется под новые обстоятельства», — отмечает генеральный директор образовательной компании Like Центр Василий Алексеев.
Справка:
Исследование проводилось в форме опроса. В нем приняли участие 477 человек. Из них 257 — действующие предприниматели, а 220 респондента только планируют запустить бизнес.