$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

БЕЛОРУССКАЯ ЗАПРАВКА©

12.04.2013
ДЛЯ КАПРИЗНЫХ СОСЕДЕЙ
 
Над экспортом белорусских нефтепродуктов нависла угроза сокращения поставок на два премиальных по цене рынка: российский и украинский. Минэнерго РФ в апреле перестало выбирать квоту на импорт белорусского бензина, а Минэкономики Украины со дня на день может вынести решение о начале антисубсидиарного расследования в отношении белорусских нефтепродуктов. Эти конфликты оказались в центре внимания участников конференции «Нефтепереработка и экспорт нефтепродуктов РБ», организованной компанией Confidence Capital.

К моменту перехода на топливный стандарт евро-3 российские НПЗ опять не успели с реконструкций, а потому власти РФ, чтобы избежать дефицита, настояли на поставках бензина из Беларуси. Но они оказались не в радость местным производителям: из-за удобного логистического «плеча» и низкой себестоимости цены на белорусское топливо оказались слишком конкурентоспособными (см. «ЭГ» № 19 от 15.03.2013 г.), разбив надежды местных НПЗ на весенний рост цен. Стоимость экспортных поставок ниже, чем российского бензина А-92 на внутреннем рынке, а потому россияне часть своей продукции перенаправили в Казахстан, где тоже возник избыток топлива. Теперь Астана собирается вводить запрет на ввоз российского бензина, и чтобы разгрузить свой рынок, экспортирует… растворители.

Такая ситуация не соответствует принципам Таможенного союза и Единого экономического пространства, отмечает эксперт Thomson Reuters Александр Ершов. Поэтому властям трех стран — участниц ТС придется на самом высоком уровне продемонстрировать твердость, показав, что нормы соглашений существуют не только на бумаге. Лишь при наличии эффективной государственной стратегии компании примут эти соглашения и будут вырабатывать долгосрочные механизмы сотрудничества. В противном случае сама идея ТС окажется профанированной бесконечным поиском лазеек для более дешевого импорта-экспорта, таможенных пошлин, нетарифных ограничений, а об обещанных экономической преимуществах интеграции придется забыть.

Впрочем, особо бояться конкуренции белорусских нефтепродуктов российским компаниям не приходится. Например, в 2012 г. импорт бензина в РФ составил около 0,5 млн. т, в т.ч. из Беларуси — менее половины (около 225 тыс. т).В то же время ЗАО «Белорусская нефтяная компания» поставила на внешние рынки 9,3 млн. т нефтепродуктов, из которых 75% (6,9 млн. т) продавали дочерние компании БНК. В частности, 6,2 млн. т реализовала BNK (UK) Ltd (Лондон). Дочернее предприятие на рынке РФ — ООО «Европейская трейдинговая компания» работает в т.ч. через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ). В 2013 г. объем продаж должен сохраниться на прошлогоднем уровне, рассказал замначальника отдела маркетинга ЗАО «Белорусская нефтяная компания» Дмитрий Юдин. По его словам, благодаря выходу на СПбМТСБ расширилась география поставок белорусского бензина. Если в 2011 г. он продавался в Центральном округе, то в 2012-м эта доля сократилась до 70%, а за январь–февраль т.г. она составила лишь 55%. В текущем году продажи на СПбМТСБ достигают 1 млн. т в месяц, причем доля БНК в продажах автобензина приближается к 20%.

Появление белорусского топлива на российском рынке представитель компании ООО «Новотэк-Трейдинг» Дмитрий Гусев сравнил с «разорвавшейся бомбой»: потребители просят именно их благодаря высокому качеству, отсутствию недолива. «Бомба» продолжает «прыгать», завоевывая Мурманск, Архангельск, Краснодар, Владимир. Однако для дальнейшей экспансии требуется коррекция законодательства ТС в области биржевой торговли. Вице-президент СПбМТСБ М.Соболь в своем выступлении отметил, что п. 2 ст. 16 российского закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» допускает участие в биржевых торгах только лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ. Поэтому следовало бы заключить соглашения в рамках ТС, разрешающие участие в торгах юридических лиц Беларуси и Казахстана, а также транспортировку товаров, приобретаемых на бирже, по государственным тарифам. Заметим, что некоторые российские СМИ тем временем упрекают Беларусь в недостаточных поставках нефтепродуктов.

В долгосрочной перспективе на экспорт белорусского топлива в Россию существенно влияют две проблемы: модификация экспортной пошлины на нефтепродукты и переговоры с ВТО.

С 2015 г. в ТС должны действовать общие правила на рынке нефти и нефтепродуктов, которые, по видимому, будут организованы по российскому образцу — прежде всего в области налогообложения и таможенно-тарифного регулирования. В частности, запланировано, что в 2015 г. экспортная пошлина на темные нефтепродукты в РФ (а следовательно, и в Беларуси) достигнет 100% от пошлины на нефть, цена которой может снизиться до 84 USD/барр. Это приведет к закрытию 5 российских НПЗ, сокращению предложения на 700 тыс. т. В целом около 5 млн. т производимых в России бензинов не будет соответствовать евро-4, переход на который планируется к тому времени. Этот дефицит может быть восполнен поставками из Беларуси, полагает директор агентства «Петромаркет» Яков Рудерман. Однако, с другой стороны, страны — члены ВТО активно добиваются отмены Россией (и всем Таможенным союзом) вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты. Если это когда-нибудь случится, то даст положительный эффект для белорусских заводов, хотя и повлечет увеличение цен и в РФ, и в Беларуси, считает управляющий партнер юридической фирмы «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Денис Туровец.

Таким образом, рынок нефтепродуктов ТС ждет тесная интеграция — если удастся преодолеть конкурентные противоречия. Сгладить их могло бы поглощение белорусских НПЗ российскими нефтеперерабатывающими компаниями, однако такой вариант, о котором говорят уже много лет, по-прежнему далек от реализации.

На южном фронте

идут бои

Противоречиво выглядит ситуация с белорусскими нефтепродуктами на украинском рынке. В 2012 г. объем поставок здесь стал рекордным: половина дизтоплива и 35% бензина, ввезенных в Украину, имели белорусское происхождение. По оценке директора консалтинговой группы «А-95» Cергея Куюна, в прошлом году белорусские поставщики заработали в Украине дополнительно 260 млн. USD. Дело в том, что из близлежащих стран украинский топливный рынок самый ликвидный, цена белорусского бензина на нем на 60–70 USD/т выше, чем в Литве или Латвии.

Однако такая экспансия многих в Украине раздражает, а потому вероятность начала антисубсидиарного расследования в отношении белорусских нефтепродуктов достаточно велика. Сегодня бензин, поставляемый ООО «БНК-Украина», — один из самых дорогих. Поэтому среди покупателей выигрывает тот, кто закупает топливо у давальцев (Лукойла, Газпромнефти, ТНК).

Если с началом антисубсидиарного расследования будет введена пошлина в размере 180 USD/т, то украинский рынок будет закрыт для белорусских нефтепродуктов на ближайшие несколько лет. В результате средний уровень цен в Украине вырастет, что будет способствовать замещению стандарта евро-5 на евро-4 и евро-3.

По мнению управляющего партнера юрфирмы «Власова, Михель и партнеры» Константина Михеля, в настоящее время нет правовых оснований для антисубсидиарного расследования, т.к. у белорусских НПЗ и посредников на этом рынке нет налоговых льгот, а затраты заводов не отличаются от общепринятых. Поэтому можно говорить об отсутствии дотационной политики. Уровень зарплат персонала на НПЗ и отсутствие льгот по налоговым платежам, включая платежи по налогу на недвижимость, на землю, социальное страхование, считает К.Михель, говорят о том, что это, скорее всего, надуманная проблема.

Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях