Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Промышленность
17.12.2002 16 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Белорусская электроника: симптом живучести?

С советских времен Беларусь известна как базовый центр электронной промышленности, представленной НПО "Интеграл", Витебским объединением "Монолит", концерном "Планар" (изготовление элементной базы, оборудования и оснастки для его производства). Однак...

С советских времен Беларусь известна как базовый центр электронной промышленности, представленной НПО "Интеграл", Витебским объединением "Монолит", концерном "Планар" (изготовление элементной базы, оборудования и оснастки для его производства). Однако в РБ сосредоточено также множество предприятий т.н. аппаратуростроения (телезаводы, НИИ, производства измерительных приборов, вычислительной и медицинской техники, спутниковой связи и т.д.), которые либо являются потенциальными потребителями элементной базы, либо поставщиками научно-инженерных разработок и комплектующих для производителей средств производства электронной промышленности. Поэтому, в соответствии с распоряжением Президента, в Минпроме РБ была разработана целевая программа развития радиоэлектронной промышленности (РЭП) до 2005г., замыкающая в единую систему производителей элементной базы и работающие на ее основе приборостроительные заводы. Утвержденная на коллегии Минпрома в середине ноября, новая программа развития РЭП вынесена на утверждение Совмина РБ.

С особенностями и реальными перспективами столь масштабного проекта, согласно которому объем производства и продаж продукции РЭП возрастет к 2005 году в 3 раза, читателей "НЭГ" знакомит заместитель министра промышленности РБ Геннадий СВИДЕРСКИЙ.

-- Геннадий Брониславович, что положено в основу отраслевой программы развития РЭП, базовые предприятия которой сложно сравнивать с "локомотивами" машиностроения -- МАЗом, БелАЗом или МТЗ?

-- Для страны, сохранившей высокий уровень образовательной системы, высшие и средние учебные заведения которой ежегодно выпускают около 5 тысяч специалистов в области радиоэлектроники, программного обеспечения, схемотехники, системотехники и т.д., развитие РЭП объективно является одним из национальных приоритетов. В условиях бедной природными ресурсами Беларуси одним из важнейших стратегических преимуществ радиоэлектронной отрасли становится сравнительно низкая зависимость ее производственного цикла от полезных ископаемых, энергоносителей, значительных транспортных затрат и т.п.

С другой стороны, сложно представить другую такую отрасль, продукция которой из года в год столь широко проникала бы в различные отрасли народного хозяйства. Если взять, например, белорусское автомобилестроение, то его дальнейшее развитие и модернизация практически невозможны уже без внедрения радиоэлектронных устройств. Известные нормы Евро-2 и 3 требуют оснащения автопоездов электронными антиблокировочными системами (АБС), различными навигационными системами. Так же и в станкостроении можно наблюдать довольное медленное изменение "металлической" части станков, т.е. механики, и стремительную смену поколений электронной начинки и программного обеспечения (ПО), от которых прежде всего зависит точность обработки и производительность.

Востребованность продукции РЭП ощутима не только в отраслях системы Минпрома, но и на предприятиях Минсвязи, БДЖ, в МВД, торговле и т.д. Более того, удовлетворив внутренние потребности страны, отработав новые технологии, РЭП РБ сможет предлагать наукоемкую продукцию в качестве экспортного товара на рынках соседних стран.

-- Но соответствуют ли технологии белорусской РЭП критериям экспортного товара? Разве переоснащению промышленности или МЧС не должна предшествовать коренная модернизация самой радиоэлектронной отрасли?

-- Действительно, технологическое оснащение предприятий РЭП, их способность создавать конкурентоспособную продукцию -- самый больной на сегодня вопрос. Прежде всего сама РЭП должна иметь современное оборудование и оснастку для проектирования и изготовления приборов по мировым техническим параметрам, срокам и себестоимости производства. Понятно ведь, что если мы будем вручную штучно выпускать детали и узлы, которые западные компании штампуют на автоматах, то и продать ничего не сможем даже при хорошем качестве. Поэтому без привлечения в отрасль инвестиций перспективы не только экспорта, но и самой РЭП вскоре станут проблематичными.

Меры, заложенные в программе развития РЭП до 2005г., как раз и нацелены на превращение отрасли в сферу активного привлечения инвестиций, технологий, ноу-хау, молодых специалистов и т.д. Прежде всего, на 2003г. намечено акционирование всех отраслевых предприятий, что поможет решить три важные задачи. Во-первых, в процессе акционирования будет проведена ревизия всех основных фондов, оценка движимого и недвижимого имущества. Тем самым мы сможем избавиться от неэффективных подразделений и устаревших технологий. Во-вторых, параллельно будут проведены внутриотраслевые преобразования, а на основе уставного капитала различных производств организованы холдинги либо на технологической основе, либо по принципу реализации конечного продукта.

Причем в 2003г. мы уже не станем ожидать, когда то или иное предприятие соизволит обзавестись собственным инвестиционным проектом -- вся необходимая организационно-методическая поддержка равнодоступна всем более чем из 400 предприятий системы Минпрома. Другой вопрос, что мы должны отладить систему отбора наиболее конкурентоспособных бизнес-проектов, для чего будет организован информационный банк данных разработок и потенциальных исполнителей РЭП. Также это позволит избежать дублирования при разработке оборудования или ПО и ненужного распыления средств при изначальном конкурсе проектов.

И наконец, наши предприятия будут адаптированы к схеме хозяйственной деятельности окружающих нас стран, с которыми неизбежно придется интегрироваться либо технологически, либо -- при освоении рынков сбыта. Но в любом случае для эффективной работы даже в странах СНГ нам предстоит принять общие правила, научиться привлекать инвестора (в т.ч. через вторичную эмиссию) и грамотно управлять госпакетом акций.

-- Технологии -- западные, рынки сбыта -- восточные? Но способны ли белорусские предприятия и специалисты воспринять западную технологию и культуру производства и, с другой стороны, восточную агрессивную маркетинговую политику?

-- Здесь нужно учитывать уникальную ситуацию, сложившуюся на мировом рынке РЭП. Многолетний кризис перепроизводства, конкуренция технологий и в итоге общий спад производства высвобождают множество разнообразных технологических мощностей. Естественно, западные компании стремятся вывести их на Восток, в т.ч. в СНГ.

И белорусская РЭП должна быть организационно готова построить бизнес-схему привлечения и адаптации наиболее конкурентоспособных и перспективных западных технологий и оборудования.

Например, еще пять лет назад Беларусь все автоматические телефонные станции (АТС) большой номерной емкости закупала за рубежом. Причем, когда объединение вычислительной техники (МПОВТ) разработало программу создания собственной АТС, то этот проект сразу встретил сильное сопротивление. Считалось, что проще и дешевле покупать иностранное оборудование, которое современнее, надежнее и т.д. И что мы имеем сегодня? А сегодня во всех городах РБ, вплоть до районного центра с 10-тысячным населением, АТС исключительно отечественные. Кроме того, мы экспортируем станции в страны СНГ. Причем, что касается АТС емкостью более 10 тысяч номеров, то отечественная составляющая в совместном продукте МПОВТ и концерна "Алкатель" занимает уже существенную долю. АТС совместного производства СП конкурентоспособна по любым критериям. И хотя еще пару лет назад импорт в РБ аналогичных АТС на 100% оплачивался валютой, то теперь сами белорусы имеют возможность экспортировать эту западную технологию на рынки СНГ.

Учитывая, что помимо собственно продаж АТС такого класса обязательно имеют гарантийное сервисное сопровождение, потребности по доработке и модернизации, то можно говорить также и о существенном экспорте высокотехнологичных услуг, а соответственно -- стабильной сфере занятости для специалистов.

-- Есть ли в отрасли "локомотивные" проекты или предприятия, по бюджетному финансированию которых можно было бы оценить инвестиционный ресурс РЭП?

-- Сразу подчеркну, что программа развития РЭП не ставит во главу угла бюджетные средства.

Вместо бюджетной поддержки нужно опираться на принцип рыночной мультипликации. Ведь программа развития радиоэлектроники настолько многогранная и масштабная, что выделить какой-то "локомотивный" проект просто невозможно. Здесь телетехника и телекоммуникации, приборостроение и навигационная техника, оптика и оптическое приборостроение, и т.д. И в каждом из таких направлений -- свои стартовые "точки приложения" капитала, интеллектуального и финансового. Мы же не с нуля начинаем, дорога преобразования отраслевых предприятий, образно говоря, хоть без асфальта и в ухабах, но колея уже есть.

В сфере информационных технологий, например, МПОВТ и ЦНИИТУ выступили соучредителями процессингового центра по разработке системы безналичных расчетов. Проект масштабный: в ближайшие годы безналичные расчеты будут внедрены в сферу коммунальных, справочных услуг -- вплоть до оплаты пользования Интернетом, покупок в магазинах и столика в ресторане. Такая система требует всей соответствующей инфраструктуры, оборудования и средств ПО. Так что эффект мультипликации от создания технологических цепочек внутри отрасли даст здесь гораздо больше, чем бюджетная поддержка отдельных проектов или предприятий. Главное -- не жить сегодняшним днем, а подключать к отраслевой программе развития потенциальных заказчиков -- от МЧС до сферы бытовых услуг. Учитывая, что за прошлые годы отрасль уже в 3 раза увеличивала объемы, то прирост РЭП еще в 3 раза к 2005 году по цепочке приведет к поставленной в программе цели реализовать интеллектуальный и экспортный потенциал страны.

Важно отметить, что сейчас никого не нужно убеждать в том, что финансировать -- из любых источников -- допустимо только в прибыльные предприятия. Риски, конечно, будут всегда, но вкладывать рубль можно только в те проекты или специалистов, от которых ожидаешь 1.20 отдачи -- все. Конечно, приятнее было бы строить базу отдыха, но точно не в ближайшие пять лет. Отныне -- только адресные инвестиции в современные производственные технологии. Иначе наша РЭП рискует отстать навсегда.

-- Приняла ли необратимый характер "утечка мозгов" и как скажется, с другой стороны, балласт излишней численности работников РЭП?

-- Научно-образовательные ресурсы страны не бесконечные, но они пока еще есть. Спасти и развить их можно, только подключив к решению практических задач отрасли, которая складывалась десятилетиями. Многие молодые специалисты изначально настроены на отъезд из страны, полагая, что не имеют жизненных перспектив в системе "порочного круга", где получают мало потому, что плохо работают, и плохо работают потому, что мало получают. И если, например, меня в 44 года еще узнают в профессиональной среде в Москве и я узнаю, то вскоре связь времен может быть прервана.

Тем насущнее становится реализация нашей программы, поскольку эффект мультипликации распространяется не только на производство, но и на систему мотивации, на зарплату. Известно, что расценки на размещенные в СНГ западные заказы на программное обеспечение прямо зависят от численности и потенциала коллектива разработчиков. Понятно, что стоимость услуг фирмы-разработчика ПО численностью в 20 человек будет выше, чем с двумя программистами, поскольку учитывается оснащенность фирмы, сроки и качество исполнения заказа. Кооперация двух тысяч программистов -- это тот порог, с которого можно начинать серьезные долгосрочные разработки. Поэтому если наши специалисты сегодня задействованы на дешевом вторичном рынке ПО, то ассоциация оффшорного программирования России ожидает в 2003 году объем заказов примерно на 2 млрд. USD. И опять же, если и в этом сегменте мы добьемся роста в 3 раза, то, соответственно, сможем увеличить и оплату труда специалистов, привлечь в отрасль молодежь, решить проблему "утечки мозгов" и ликвидации научных школ. Время для этого еще не потеряно, но его уже почти не осталось.

Что же касается балласта излишнего персонала РЭП, то избавление от него предопределено веком НТР. Причем ни о каких массовых увольнениях речь не идет. Наоборот, в процессе совершенствования технологий формируется четкая система перераспределения менее квалифицированной рабочей силы в другие сферы, в т.ч. внутри самого предприятия. Тем самым появляется возможность квалифицированному персоналу платить больше, а для всех без исключения работников возникает мотивация к постоянному совершенствованию профессионального уровня, освоению смежных специальностей и т.д. Причем начиная со школы -- и до пенсии. А это и есть нацеленность общества на развитие интеллектуального потенциала, национального производства и прогресс государства в целом.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений